Для того, чтобы так относиться к человеку, даже если он тебя обидел, нужно поставить себя на его место (1) и любить его (2). К сожалению, не все это умеют. Чаще бывает не понять и не прощать. (Последнее не понять, но простить – встречается, по-моему, только у верующих людей, не склонных к логическому анализу чувств). Так вот, чаще всего сознание «я обижен» поглощает все, особенно у эмоциональных людей. Вместо того, чтобы в минуту обиды подумать об обидчике как о таком же человеке как я, которого тоже может быть кто-то обидел, и может быть еще сильнее, чем меня (а может я сам его еще раньше обидел сильнее, чем он меня сейчас) – вместо этого сознание обиды захлестывает обижаемого – он реагирует каким- либо злым поступком, грубостью, издевкой. При этом сам обижаемый переживает, раскаивается в такой своей реакции, но собственная эмоция опять не дает ему пожалеть своего оппонента. «Ах так, думает он (она)! Так я еще за тебя переживать должен (-жна). Так вот тебе, вот тебе!!! Потом, post factum, он начинает жалеть, понимать и сострадать даже. Уже поздно, что-то хорошее убито в отношениях этих двух людей – но лучше поздно, чем никогда. Покайся хоть теперь! Пойди навстречу с открытым лицом и словами!.. Но нет, гордыня мешает… Тут есть только одно спасение: СЛОВО. (Или поступок). Обратиться к глубинному в человеке. Сказать (смысл) так: что же ты делаешь, я же тебя люблю!
Однако гордыня и тут может помешать. Противная вещь эта гордыня. Ужасно трудно «спрятать ее в карман». Получается так: и сам мучаюсь, и других мучаю. Думаю, что перевоспитать человека, одержимого гордыней, вряд ли удастся, даже мой способ обращения к душе может не дать результата. Тогда приходится подчиняться, помня, что он(а) тебя любит, но - вот так, не просто. Если он(-а) тебя любит, то свою власть над тобой не должен(-жна) употреблять во вред тебе..."
Из письма С. Макарова 10-летней дочери
1981 г.