Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Categories:

Парное событие

К тому, о чем написала только что (про то, как я попала "в книжку"), конечно, как положено у меня, случилось парное событие.
Расстались с потенциальным заказчиком по несходству даже не характеров, а взглядов на. Никто не плохой. Просто так бывает. Хотя мне жаль...
Конечно, я считаю, что облажалась, хотя уверена, что текст вышел не такой плохой. Просто не о том и не в том стиле. И можно бы повторить опять оправдательное: бывает, никто не застрахован от. Но если судить по конечному результату...
А только по нему и стоит судить. Яровая, ты просто не смогла услышать, ЧТО человеку нужно, не хватило тебе профессионализма. И только. Потому что профессионал слушает другого, а не себя. И нечего тут больше выпендриваться.
В общем, поскольку текст в дело не пошел, как негодный, с полным правом размещаю его тут:

Я родилась в стране, которой больше нет. С одной стороны, вроде осталась точка на карте, и вполне возможно, до сих пор стоит где-то там посреди казахской степи дом, в котором прошло мое детство… Но песок и ветер сделали свое дело с некогда цветущим городом Каратау. Как и время сделало свое дело с Советским Союзом.
Иногда я думаю: не в этом ли кроется мое пристальное внимание ко Времени? Для меня – это одна из самых главных, загадочных и непостижимых категорий. Иногда время похоже на ветер – и тогда мы говорим о ветре перемен, который приносит в нашу жизнь свежее дыхание и восприятие мира. Иногда время – это песок. Заточенный в колбу, он становится не просто его непосредственным символом, но непосредственно отмеряет мгновения жизни: песчинка – миг, песчинка – миг… Так и идет отсчет. Так можно непосредственно увидеть движение времени… А песчинка – всегда начало камня, который именно так и растет: время опутывает песчинку своими воспоминаниями, и она постепенно вырастает в камень.
И все эти образы живут во мне, конечно же, именно с детства, наполненного и ветром, и песком, и звуком звенящего огромного простора неба, которое – еще один образ времени. Если ощущать время как вечность. Ведь, что есть более просторное и бескрайнее, чем небо. Ветер утихнет, камень спустя тысячелетия рассыплется в прах, а небо будет по-прежнему: такое же огромное, голубое, высокое и надземное.
Помню из детства. Нас, шестнадцатилетних школьников, отправили в летний лагерь: помогать археологам, которые в нашей степи нашли очередное древнее городище. В раскопы нас не пускали – мы лишь помогали переносить отработанную породу в качестве дополнительной рабочей силы. Но на наших глазах проявлялись из земли стены древнего города, улицы и даже площади. В домах археологи находили черепки, которые страшно интересно было рассматривать. Особым успехом считалось обнаружить осколок ручки, потому что частенько на нем можно было разглядеть отпечаток пальца древнего гончара. Нам рассказывали, что часто такой отпечаток был своеобразным авторским клеймом…
Сейчас, оглядываясь на то, как сложилась моя жизнь, я понимаю, что тот древний город, работа в степи под открытым простором неба вместе с увлеченными своим делом археологами, подспудно подтолкнули меня к тому, чтобы заняться керамикой… Нет, когда после окончания школы я просто хотела получить высшее образование, уехала сибирскую столицу Новосибирск, где песок в моей жизни сменил снег: материал недолговечный, но тоже связанный со временем. Ведь снег – это опустившееся на землю небо, которое приняло форму чудесных кристаллов. И чем с большей высоты опускалось это «небо» на землю, тем более причудливым получался «кристалл».
На третьем курсе мне надо было выбрать специализацию – решить, каким художником я хочу стать. Здесь то я и вспомнила свое первое детское соприкосновение с вечностью и выбрала керамику. Картина может истлеть, сгореть, обратиться в прах… Но спустя тысячелетия (то есть спустя огромное количество времени, которое даже трудно вообразить!) какой-нибудь археолог далекого будущего, найдет маленький черепок с твоим отпечатком пальца…
Мне всегда казалось, что это очень круто! Более того, я всегда была в достаточной степени амбициозна: мне хотелось творить на века и. в некотором смысле, победить время. Это сейчас я знаю, что победить его не просто невозможно, но и не нужно. С временем надо дружить, сотрудничать, брать его в партнеры. И тогда оно в какой-то момент поверит в тебя и начнет доверять тебе свои маленькие тайны…
Но пока я была студенткой, я этого еще не понимала.
Керамика была для меня оптимальным видом искусства: на не только закалялась огнем, что давало ей огромное преимущество перед временем, но и позволяла мне работать с объемом. Например, я очень любила батик, и у меня неплохо получалось. Но роспись по ткани не позволяла мне выразить те формы и образы, что я видела внутри себя. А главным в них был не цвет, не линия, а именно объем. Что и давала мне работа с глиной. Учась работать с ней, раскрывая ее возможности, я все глубже проникала в ее суть. Но и она проникала в меня, помогая выразить те внутренние картины, что представлялись мне. Тогда я впервые осознанно начала думать о времени, которое почему-то стало ассоциироваться у меня с океаном. Знаете, как говорят: да у тебя море времени? Куда ты спешишь?
Этот образ (море времени, то есть время – как огромное количество бескрайней воды) настолько захватил меня к окончанию учебы, что я решила делать такую дипломную работу, которую в нашем вузе никто до меня не делал: фонтан, который так и назывался «Море времени». К вопросу я подошла очень серьезно и глубоко: изучала кораллы, ракушки, вылепила множество специфических деталей морского дна и рельефа… Сейчас я понимаю, что та моя ученическая работа была перегружена деталями. Тем не менее мне удалось устроить подачу воды в фонтане так, что ее цикличность и круговорот были вписаны в некий лабиринт жизни. Вода словно бы бралась из ниоткуда и уходила в никуда, что для нас – пришедших в мир внезапно и уходящих точно так же – являлось символом самой жизни: конкретного нашего ручейка не такой уж долгой жизни, вписанной в контекст огромного бесконечного моря времени…
Мой фонтан получил на выпускном экзамене высший бал, я получила сразу несколько выгодных предложений о работе. Как художнику-керамисту мне удалось многого добиться. Мои работы неоднократно побеждали на всевозможных Всероссийских выставках, а также хорошо продавались. А потом судьбе было угодно познакомить меня с настоящим океаном: в середине 90-х я попала в Америку. И смогла увидеть те кораллы и ракушки, которые так старательно изучала, воочию. И смогла увидеть не просто море, но именно океан, который сразу напомнил мне мое детское небо над степью. Только теперь оно плескалось у моих ног.
Море у меня теперь было, а моря времени, конечно, нет. Америка – это страна возможностей для быстрых. Для тех, кто не ленится, кто готов много работать, как раз не считаясь с затраченным временем, особенно, если тебе нужен и ты готов ответить за результат. А я была готова.
Америка бросила мне вызов: давай посмотрим, на что ты годишься. И я этот вызов приняла. Я знала, что у меня блестящее образование, полученное в хорошем вузе. Во мне достаточно амбиций и перфекционизма: мне всегда мало было просто хорошей оценки, она должна была быть отличной и, желательно, с несколькими плюсами – ради этого я готова была работать днями и ночами. Во мне всегда сильно было желание поразить, сделать такое изделие, чтобы мимо него невозможно было пройти. Одним словом, керамики мне было мало.
Я хорошо помню тот момент. Я стояла, смотрела на океан, почему-то вспомнила детство: нашу огромную степь без конца и края и гуляющий по ней ветер… Как мы стояли на границе раскопа и смотрели вниз, на работу археологов. И видели, какой радостью озарялись их лица, когда им удавалось обнаружить очередной черепок… Сейчас я стояла на другом конце мира, смотрела как группа дайверов внизу с не меньшей радостью рассматривает только что поднятые со дна кораллы. Я вспомнила, как старательно вылепливала кораллы много лет назад для своего фонтана, а сейчас – руку протяни, и можно не просто потрогать этот коралл, но и… Работать с ним. И с камнем. И с более крепким, чем глина, материалом! С металлом! С благородным металлом, который может пережить время еще лучше хрупкой глины!
Эта мысль, возможно, была принесена мне ветром. А может, просто самим круговоротом времени в моей жизни, в котором судьба причудливо переплелась с моей уверенностью в том, что каждый – сам кузнец своего счастья.
Вернувшись домой, я первым делом нашла ближайшую ювелирную мастерскую и – снова стала учиться. Без сомнения, огромный художественный опыт, хороший базис, умение чувствовать материал и огромное желание научиться новому (учиться я любила всегда) позволили мне овладеть основами ювелирного ремесла, которое постепенно своим трудом и чутьем художника мне удалось превратить в искусство. Это заявление не голословно. Тому свидетельство – победа в нескольких престижных ювелирных выставках, сотрудничество с крупными художественными салонами и галереями по всему миру и… мои собственные взаимоотношения со временем, которые продолжаются.
Его образ, так или иначе, проходит через все мое творчество. Потому что время – это вопрос и ответ одновременно. Попытка понять и, в то же время, - мгновенное осознание, что не нужно ничего понимать, а гораздо важнее – ощутить. Так важно уметь чувствовать ветер, который треплет твои волосы, и совсем неважно, северо-восточный он или юго-западный… Время – это хрупкая глина, которая рано или поздно обратится в песок, откуда она и вышла, но пока она существует в виде обломка древней вазы, в ней живет почти вечная история. Время – это драгоценный металл, которому патина лишь добавляет благородства и ценности, как добавляет ценности алмазу обычная огранка, обращая его в бриллиант… Время – это коралл, выдуманный и настоящий: один рос из чистой фантазии, другой – на дне огромного океана.
А еще, время – отличный рассказчик. Оно не просто рассказывает нам свои истории, но частенько вписывает нас в них, делает нас героями этих историй. И вкладывает в наши руки инструмент, чтобы мы сами могли творить историю. Гончарный круг, стилос, карандаш… Каждый из нас возьмет то, что ему ближе. И постепенно начнет творить и рассказывать свою историю.
Когда я делаю очередное кольцо, или серьги, или подвеску, я всего лишь доступными мне средствами рассказываю свою историю для вас. Историю обо всем на свете, но в конечном итоге – о времени, об одной из самых непростых философских категорий, которые мы познаем в процессе жизни. До тех пор, пока наше время не закончится.
И это совсем не повод для грусти! Потому что рано или поздно все и всегда заканчивается. Исчезают с географических карт целые империи, разбиваются самые красивые вазы, ветер обращает камни в песок. Но только у людей есть возможность оставить после себя память и след. Добрыми делами и поступками. И теми предметами материального мира, которые хранят тепло рук его создателя.
Tags: Посевы
Subscribe

  • Лена, с днем рождения!

    Всегда и неизменно я любила и с удовольствием ждала детские дни рождения. И настроение у меня на них ровно как на новый год, который я люблю и…

  • На день рождения раз и раз в день смерти...

    ЖЖ бесстрастно напомнил, что вчера был др Коли Тарханова. Это с одной стороны вроде как хорошо — потому что память. А с другой — все равно зловеще.…

  • Пианистка

    Дочитала, наконец (не прошло и полгода — почти буквально, увы) роман Эльфриды Елинек «Пианистка», который взялась читать исключительно с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments