Так посмотрелись Пропавший без вести (Коста-Гаврас, 1982), Бартон Финк (братья Коэны, 1991), Под солнцем сатаны (Морис Пиала, 1987). И в компанию к лауреатам попали первые Люди в черном.
Первый фильм - о реальных событиях: военном перевороте в Чили. Второй - о совершенно ирреальных. В третьем Депардье играет священника, который оживляет молитвой умершего мальчика (утрированно, но чтоб показать, что на поверхности - фильм о чуде, которое и есть реальность ирреального. Люди в черном - в качестве апофеоза мысли "не верь глазам своим" и "мир сложнее, чем кажется".
Попутные мысли: улавливаю как становятся победителями. Фильм должен быть либо совершенно о жизни, и тогда в нем вообще все, как в жизни, включая программируемое отсутствие счастливого или хотя бы хорошего конца (как например, Пропавший без вести). Либо это совершеннейшее кино: вымысел, метафора, коллекция реплик и ремарок (Бартон Финк). Первые смотришь со вздохом "я так и думал". Вторые с восклицанием "ну надо же".
Сейчас три часа ночи. За окном дождь-дождина. За прошедшую неделю прочитала всего лишь книгу эссе Давида Маркиша "Дар Иды". Книга хороша, там на обложке сумасшедше веселый Параджанов. Надо бы посмотреть его Вкус граната...
Нет ни слов, ни особого желания писать подробнее о кино и про книги. То ли к словам все меньше доверия, то ли новые ощущения, когда привычное многословие пытаешься заменить молчанием. Но такие минимальные реперные точки, может быть, пригодятся на потом: посмотришь - что это было? - и постепенно вспомнишь. И те мысли, которые возникли, в том числе... Нерецензионные мысли, скажем так.