nastya_yarovaya

Category:

Чучело реальности

 

"Вовлеченность в опознание знакомого, фиксация опознанного на камеру закрывает душу фото-туриста от самих вещей, не дает им «сказать свое слово». Отщелкивая от себя вещи, турист не оставляет им возможности впечатлить его. Предварительная (упреждающая) раскадровка мира путеводителями и настроенность туриста на проведение съемки «парализует» вещи, встреченные им по ходу экскурсии и во время свободных прогулок по городам и весям. Вещам в такой ситуации трудно завладеть вниманием охотника за их фото-скальпами. Важна не вещь, важна снятая с нее посмертная маска. С городским или природным ландшафтом современный путешественник имеет дело не напрямую, а через фото-образы, которые он когда-то видел и которыми он теперь видит, проводя — на уровне взгляда — упреждающую раскадровку встреченного им сущего, укладывая его в прокрустово ложе будущего (возможного) снимка. Отщелкивая (кадр за кадром) ландшафты и памятники, фото-турист изолирует себя от мира. Не готовность к сосредоточенному ожиданию, не внимание к миру — оборотная сторона потребительской стратегии фото-присвоения сущего.

Превращая встреченное в путешествии сущее в предмет манипуляций, в то, что должно быть обработано с помощью камеры, турист (хочет он того или не хочет) видит мир фотографией. Сначала он видит его снимками, которыми он был аффицирован, когда собирался в дорогу, а потом снимками за которыми охотится на месте событий. Фото-турист с успехом перехватывает вещь на полпути к эстетическому событию с помощью ее предполагаемой (в момент поиска кадра) фотографии. Однако в то время как субъект манипулирует реальностью, его аппарат манипулирует его вниманием и восприятием, надежно предупреждая (перекрывая) возможность эстетического события как события встречи с Другим, особенным, удивительным. Если воспользоваться метафорой «чучела», не так давно введенной в оборот А. Секацким «гламур — чучело красоты»), то применительно к интересующей нас ситуации можно говорить о фото-конструкции тура как о чучеле путешествия. Турист находится в амбивалентной ситуации: с одной стороны, он стремится к настоящему, реальному, подлинному, с другой — он невольно превращает реальность в чучело реальности..."

Из книги С.А. Лишаева "Помнить фотографией"


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded