Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Миссия невыполнима

Для того, чтобы текст получился нужны разные условия: иногда время, а иногда его отсутствие. Вдохновение или дисциплина (второе даже чаще: что толку ждать, когда надо садиться и делать; годами выработанные приемы и практики уже позволяют мне иметь мнение на сей счет). Желание избавиться или желание поделиться (первое обычно свербит и щиплет - как дым глаза, второе - расплескивается). Иногда нужна пауза (впрочем, про время как раз было в самом начале).
Наконец, и я могу написать текст про Казиника, который наделал в Иркутске столько шума, мне совершенно непонятного: разве должна быть какая-то монополия на любовь или нелюбовь, признание или отрицание? Все это плохо пахнет. Запах коллективного обожания (как и неприятия) - страшная штука. Но не о том.
Казиник обнаружился в моей жизни несколько лет назад. Я пересмотрела все его "эффекты", массу интервью, прочитала "Тайну гениев". Книга мне очень понравилась, "эффекты" вообще стали азбукой, а фильм о Витебске - уверена, что именно так и надо снимать документальное кино из серии научпоп.
Но чем больше я его смотрела и слушала (не фильмы, а передачи с ним и интервью), тем слышнее мне было что-то странное. Некий призвук. Не фальшивый ни в коем случае, но какой-то все же лично мне диссонансный. Потому, когда мне вдруг предложили билет на концерт в Бизнес-центре, я, конечно, согласилась. Надо было посмотреть его живьем:))
Забегая вперед: концерт мне понравился. И понравилось то, что Казиник пригласил выступать с собой Константина Сероватова, которого не просто оценил по заслугам, но и объяснил (тактично, но жестко), что вот музыкант, которым вообще-то Иркутску стоило гордиться. И то, что он пригласил на сцену Ксению Потапову, которой всего 11 лет,  а весной нынешнего года она заняла первое место на международном конкурсе "Восходящие звезды" в Риге. Ксюша - певица, сопрано, которое Казиник назвал уникальным. Как истинный популяризатор, он не просто восторгался и сыпал комплименты, но объяснял и ненавязчиво учил слышать верный звук. И это было отлично.
На его концерте, который временами переходил в лекцию (и это было то, что нужно!), я испытала старинное желание записывать. Потому весь вечер так и просидела с блокнотом. И как только я начала записывать (а потом - пересматривать записи), паззл Казиника (ну не повторять же за ним его собственный "эффект" - хотя будь я журналистом, я бы именно так и назвала текст:)) начал складываться.
... Байкал - это, безусловно, орган. А когда спокойный - арфа. Инструмент ангелов. Удивляюсь, как от него Ангара убежала к Енисею, но женская душа - потемки...
... Иркутст представляет собой архитектурную бесконечность многообразия. Это место наполненное, яркое...
... Экзюпери принадлежит известное: достаточно послушать музыку 15 века, чтобы понять, как низко мы пали...
... Пушкин написал "Моцарта и Сальери" в Болдино. осенью там сказка. Ранней осенью - краски и листва... А он задержался там на самое нелюбимое время года - позднюю осень. Сидел там и написал "Маленькие трагедии"...
... Гайдн - игрушка вечности...
... У Пушкина постепенно "я", выражающее сальериевский эгоцентризм, переходит в "мы"...
... Музыка Глюка - тайный знак культуры...
... Гений - это антенна, которая контактирует со всеми гениями. Искусство - великое тайное знание. В его результате рождаются артефакты цивилизации...
... Что такое Россия? Это 1-й концерт Чайковского...
... За сто лет русская культура дала миру столько великого! Следующие сто лет мы старательно все великое выбивали. Следом нужна эпоха Возрождения. Иначе будет третья мировая...
... спасает только поклонение свету. Потому что иначе - поклонение тьме. Третьего пути нет...
... Искусство и культура все равно должны победить...
... Почему надгробные камни? Потому что они - часть сердца Аида. У него же каменное сердце...
... Два смысла мифа об Орфее: музыка - побеждает; мертвые - не возвращаются...
... Что такое в Сикстинской мадонне шестой палец и отсуствие крыла у ангела? Гармония: если лишний палец, то не должно быть крыла...
... Почему Моцарт - Бог? Потому что в его музыке есть необходимое триединство: "какая глубина, какая смелость и какая стройность"...
... Моцарт и Пушкин похожи. Достаточно посмотреть, как стилистически близки их письма женам...
... Когда я говорю: на коленях у Баха Моцарт написал 1-ю симфонию - это не метафора. Это исторический факт. Бах ведь был не один! У Иоганна Христиана Баха маленький Моцарт в самом деле сидел на коленях...
... Моцарт ощущает биение сердца Бога...
... Это я называю поцелуй удара. Бог сначала целует, а потом бьет - чтобы высвободить энергию гения...
... Чайковский начинал писать музыку  - и заканчивалось все...
... Гении - частичные аутисты. Они выключены из обыденного мира...
... Шагал создал Витебск...
... Муравьи ходят в муравейник и не знают, что есть импрессионисты. И Бальзака они никогда не прочтут...
... Надо беречь каждого, кто нам дан. И всевышнего. И всенижнего...
... Рахманинов - душа страны. Самый русский и самый восточный...
... Защитное поле гения...
... Всякое творчество должно быть веселым. Школа - это театр, а не армия...

Осознавая, что вырванные из контекста фразы можно трактовать как удобно, все же позволю себе поразмышлять над тем, что мне услышалось и записалось. Пожалуй, даже в последней фразе ничего предосудителного нет (если подумать: разве творчество кому-то вообще что-то должно?). И восторженный, слегка экзальтированный тон, которым все это произносилось был, скорее, органичен, чем раздражал (хотя придыхания и брызги слюны шампанского меня все больше напрягают). И все здесь ТАК. И под каждой фразой я могу подписаться (разве что вот про муравьев... Но о них позже...) Также напомню, что около пяти лет я смотрела и слушала его в интернете, что вовсе не делает меня экспертом, но позволяет видеть динамику.
А вот тут я перехожу ко второй части марлезонского балета.
У меня есть знакомая (не лично, а через интернет), которая примерно год назад написала у себя в жж небольшой текст-предложение: если хотите, то пошлю вам на удачу камешек со Святой Земли. Мой коммент к ее тексту, если не ошибаюсь, был вторым (ну уж точно в первой десятке). Я не просила камешек прислать, но мне очень понравилась эта идея, о чем мы немного попереписывались. Знакомая тем временем развела определенную деятельность, которая постепенно стала бурной. Она ходила на море, собирала камешки и отправляла желающим. Как только ее ни называли: и шарлатанкой, и корыстной, и наглой... Список можно длить. Тем временем, росло и число ее поклонников. Дама стала публиковать отзывы о том. как работают ее камешки. И в том числе мой - потому что тогдашний наш с ней небольшой разговор помог мне ничуть не меньше камешка. И я до сих пор ей искренне благодарна. Постепенно вокруг нее сформировался этакий охранительный бастион тех, кто ее принимает безоговорочно. А тех, кто не принимает, она банит (я бы тоже банила - зачем мне тратить время на тех кто?). Сейчас кроме камешков, она ездит к Западной стене и передает просьбы всех желающих, выступая проводником. При этом позициорирует себя абсолютной атеисткой (и это тоже мне импонирует).
Так что же здесь не так?
И с Казиником, чье имя довольно известно, и со знакомой дамой, которая взяла на себя такой труд.
С ними как раз - все так.
Все не так с нами. С теми, кто экзальтированно, воинственно, подобостратстно и как там еще реагирует на их полезные настоящие дела. Хотя все же позволю себе мнение и про них, тех, кто дела делает.
Они переигрывают. Не фальшивят, не позерствуют, но временами вдруг проскальзывает такая интонация, похожая на заигрывание. Мне кажется, все дело в том. что они находятся на ином уровне, уже не на уровне всех нас (при том, что "вышли мы все из народа", просто им удаось подняться на полступеньки выше). И почему-то думают: чтобы быть понятыми, с нами надо говорить на нашем языке. Отсюда, к слову, растут ноги у ненормативных лексик, пошловатого юморка, желания сойти за своего, чтобы протянуть руку и спасти...
Я не хочу никого обвинить, указать и ткнуть. И мне будет жаль, если и меня забанят, и вычеркнут, и грустно улыбнувшись скажут: "мне остается только пожалеть тебя, потому что ты лишена света..." (ну или что-нибудь в таком духе)
Я и правда лишена света. Я его видела. И чувствовала. И знаю каков он есть. А сейчас - да. Я его лишена. И это я тоже чувствую. До тоски и закусанных губ.
А они сумели войти в поток и сделали свет работой. Это не плохо. Это и есть суть просветительства. И кто я такая, чтобы судить. И без всяких но. Тем более. что моя любая реплика сейчас будет похожа на примитивную зависть. Да отчасти ведь так и есть: когда я предлагала отправлять открытки, возить красные нитки желающим - отклика не было, что меня удивляло и расстраивало. Это сейчас я понимаю - почему. Бог испытаний не по силам не дает. И разве смогла бы я сделать вот этот свет работой? Конечно, нет. Мне просто не хватило бы на то душевных и духовных сил. Потому мое предложение упало на сухую землю и никак не проросло... У меня на работе в чашке лежит штук тридцать, если не больше, красных ниток. Просто так, из серии - берите, кому надо. И никому они не нужны:))
Но сумев войти в поток, они решили выполнять миссию. И чтобы ее выполнить - используют любые декларативные приемы, которые, как мне кажется, временами не удерживают их в границах популяризаторства, но роняют в яму популизма.
Муравьи в самом деле никогда не прочтут Бальзака (слышишь такое и внутренне расправляются плечи: я-то не муравей, я-то могу Бальзака и импрессионистов и вот Яшу Хейфеца познать - что там за скрипочка у него и сам он кто таков... И на то и расчет, но он же - и обращение к низкому: гордыне примитивизма "ведь я-то! не муравей!!".. Да многие ли пойдут к Бальзаку после, к Шуману с Моцартом?... Но... А какое мне дело до многих? Важно, что я сама, а не что эти мифические многие, которым не до Мане с Моне...
... во мне, в общем-то, есть мысль, которую я никак не могу высказать из-за ее слабины и слабости. Слабина близка к трусости: я не готова вступить ни в чьи ряды - ни хулителей, ни превозносителей. А слабость идет от понимания старого стыдного быдлопринципа "если ты такой умный, то почему такой бедный". Это принцип неправильный, я чувствую его неправоту, но он въелся мне в кожу и пока ничего с ним поделать не могу.
Но одно мне бесспорно: люди такого плана и уровня уже находятся на других, нежели подавляющее большинство, позициях. И знаниями того уровня они пытаются поделиться с нами. А мы, мне кажется, не умеем взять. Или берем и на полочку ставим, чтоб красиво было.
Красиво, да.
Но бесполезно.
Так к кому претензии-то? Уж точно не к ним.
Потому для меня Казиник и знакомая, и еще есть достаточно людей такого типа и уровня - всегда и неизменно маркеры. Если нам объясняют СВЕТ через такие примеры и таким языком и в нас это находит отклик, значит и цена нам соответствующа.
Как понять, кто они? Чудаки или все же провидцы? Настоящие проводники или праведники? Я только сейчас прочувствовала, почему заниматься миссионерством считается у евреев грехом. Да вот поэтому: разве можно обращать кого-то в свою веру?! Разве не приходит к вере и осознанию человек сам? осознавая себя и идентифицируя, спрашивая себя в сердце своем и вдруг откуда-то получая ответы. Но ведь это - интимное знание.
Вот я читаю у Меира Шалева. Повествование идет от лица матери, которая потеряла сына. Шестилетнего мальчика укусила змея. И она говорит: я была плохой матерью, у меня не было никаких предчувствий, о которых обычно говорят. Или же я просто была честна и не выдумывала никаких ощущений, которые обычно принято выдумывать в таких случаях!!
Как знать... может быть, у кого-то есть предчувствия. А кто-то просто копирует эмоции и чувства других. Кто-то праведник. а кто-то играет в праведника. Кто-то наслаждается овациями, получая от них драйв и говоря себе: если хотя бы один - то моя задача выполнена. а кто-то - просто никому не врет и не ставит глобальных целей.
Мне кажется, это не законченная мысль. и вообще не мысль - а лишь набросок к ней. Но безусловно, я благодарна казинику и за эффекты, и за книгу, и за его концерт... Хотя я вижу, что он уже поверил в свою избранность.
Я так хочу. чтобы мое желание, озвученное у Стены, исполнилось. И в то же время понимаю, что мне уже не нужны проводники, которые верят в то, что они проводники. Не потому что я самоуверенно думаю, что дойду сама. а потому что миссия - невыполнима.
В том смысле, что нет никакой миссии. а есть просто дело. Задача. Труд.
И может быть, стремление к свету (простите за пафос...)
Tags: Люди, Списки: разное чтение
Subscribe

  • Инфантилы и гаджеты

    Ник Хорнби. "Мой мальчик". Когда тебя окружают одни мальчики, поневоле с пристрастием посмотришь на книгу с таким названием. Тем более,…

  • "Нива": год сделал круг!

    Вот, собственно, и все. Ровно год назад, 9 ноября 2010 г. я начала ежедневную публикацию «Нивы», которая, как известно из классики, волнуется – если…

  • Велимир Хлебников

    Виктор Владимирович Хлебников, он же Велимир, ведущий теоретик футуризма, родился 9 ноября 1885 года. Вот его слова: "... чары слова, даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments