Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Ида

Как-то ведь все-таки внутри головы устроено… Импульс непонятный возникает будто бы откуда ни возьмись. И в самом деле – поди знай, откуда он взялся. Следом за светлым, морозным и улыбающимся утром, пришла в голову мысль посмотреть фильм «Ида» - в прошлом, кажется, году он получил «Оскара». Каннских лауреатов я уже зареклась смотреть – порцию безнадеги я всегда могу и из жизни получить.
Фильм оказался с открытым финалом. Конечно, вся его логика делает финал лишь условно открытым, понятно, что Анна, которая перед тем, как стать монахиней узнает, что на самом деле она - Ида, в последних кадрах все-таки возвращается в монастырь, который спас ее в бесчеловечную войну и вырастил… Но она идет по дороге. Она все-таки идет по дороге! И все-таки доподлинно неизвестно, что она именно возвращается, а не идет дальше по пути обретения самой себя…
А мы? Разве мы не так существуем в этом мире?! Обретая себя, теряя, выбираем, в конечном итоге, дорогу, которая может стать возвращением, а может и восхождением. Обретение себя можно описать разными глаголами: от вернуться до подняться…
И как уж получилось, что ниточки мозговых связей толкнули меня поискать старый советский мультик про лисенка, который жил с папой. Добрый философский мультик. Интернет сообщил, что их всего восемь в серии. Включился «Эй, на том берегу!». Старый пес, охраняющий сад, говорит лисенку: все сидят на цепи, у каждого она своя, своей длины и прочности. Но цепь есть у всех. У кого-то – дом, друзья, работа…
… а у кого-то вера, католический монастырь, например, но и – новые знания о самом себе, новые мысли в голове… И ведь, как ни поворачивай – все одно: цепь. Сидим на цепи – своих знаний и предрассудков, своих обязательств и обстоятельств, того, что мы сами считаем обстоятельствами…
«Ида» - фантастически красивый фильм. Его снял польский режиссер Павел Павликовский. Кино черно-белое, сознательно графичное. Черно-белый мир, существующий лишь в оттенках серой обыденности. Потому добро и зло, благодаря ей, перестают быть дуально-противоположными. Они, скорее, индивидуально-противоположны. У серого может быть черная душа, у черного – белая. А белому среди серого жить невыносимо – когда даже раскаяние не помогает. Вернее – не может помочь, потому что оно – суть – не раскаяние (в чем тут каяться?), а осознание. Осознание того, что мир – вот таков. И был. И есть.
И судя по всему, будет…
Безусловно, «Пианист» и «Список Шиндлера», и тем более, «Вкус солнечного света» - более острые фильмы, более выпуклые, с наведением максимальной резкости и четкости для обозначения темы. Но «Ида» - со своей простотой историей – тоньше, неявней, с теми полутонами, что доступны только графике. Ведь разве графике доступны полутона?
Еще как!..
Tags: temple
Subscribe

  • ну-ка, ну-ка

    ... давай-ка разбираться. Вчера случилась очередная последняя капля. Из серии забавного. Начиная с 9 октября я начала (начиная - начинай!) очередную…

  • Джармуш, Юппер, Тайная жизнь и Боже мой

    Еще четыре фильма из каннской прошлогодней подборки Джармуш (Мертвые не умирают) - прекрасное кино как кино. Фильм, требующий серьезного…

  • Соблазн и Козодои

    Посмотрела еще два фильма Каннской программы прошлого года. Французский Соблазн (режиссер Жюстин Трие) и бразильский фильм, который почему-то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments