Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Экзамен

Еще осенью (сразу после "Кабирии") посмотрела фильм, занявший во мне рейтинговую строчку великих. Определение плохое и неуклюжее, потому что коннотации со словом великий однозначны. Но пусть останется так. Великий фильм – не признанный, не от известного режиссера, и актеры там неважны. Лишь смысл и средства, которыми этот концентрированный смысл передан.
Великий – от величины, большины, которая не помещает разом в меня весь его объем и значимость. Как у Ларисы Миллер: «Не вмещаю, Господи, не вмещаю… Ты мне столько даришь, а я – нищаю…»
Предыдущим великим фильмом был «Эффект бабочки». Я показывала его подрастающим детям, мы устраивали дискуссии: вы поняли, что любое наше действие в прошлом приводит к последствиям, которые в будущем могут носить приметы катастрофы самых разных масштабов?
Сейчас «Эффект бабочки» потеснил фильм «Экзамен» 2009 года.
Фильм – одна большая метафора. Прочитываемая настолько явно, что мурашки по коже. Вообще не понятно, как это кино не взяло никаких призов и проходит по разряду обычных второсортных триллеров.
Суть проста: восемь соискателей на одну вакансию. Финальное испытание. Победит один. Закрытое помещение и ряд правил: нельзя выходить, нельзя общаться с охранником, нельзя портить свой листок, требование – ответить на единственный вопрос. Один вопрос – один ответ. Вопросы есть?.. Тогда поехали. И включается таймер на 80 минут.
Прозрачность образа поражает, как только ты досмотришь фильм до конца с мгновенным осознанием, что необходимо его обязательно пересмотреть. Ведь теперь смысл ИЗВЕСТЕН, а значит, можно наблюдать более пристально за человеческими реакциями и поведением. И повторный просмотр, судя по всему, должен дать какие-то дополнительные зацепки, расставить дополнительные акценты.
80 минут – это же среднестатистическая человеческая жизнь. Иначе говоря – 80 лет. Каждый должен дать единственный ответ на единственный вопрос. Дальше – рассуждения о вопросе: у каждого свой, или все-таки у всех общий, а вот свой будет только ответ? По сути вопрос, что мы ищем – действуя внутри социума, пользуясь его помощью или же преодолевая его препоны, - о смысле жизни. Ведь только ответив на него, мы получаем право на жизнь вечную, которая наступает вслед за истечением условных 80 отрезков временнОго луча.
И что же оказывается в самом финале?! Оказывается, что вопрос УЖЕ задан! Что его не надо искать! Что надо просто быть внимательным ко всему вокруг: внимательно слушать, внимательно смотреть, обращать ВНИМАНИЕ на то, как жизнь взаимодействует с тобой и обращается к тебе. Обращается к тебе на прямую, вовсе ничего не скрывая. И чья же вина, что ты САМ НЕ ОБРАЩАЕШЬ ВНИМАНИЯ? Что ты сам невнимателен к тому, что говорит тебе жизнь…
А если так, значит, на первый план выходит этичность твоего поведения в отпущенный отрезок времени. За эти 80 минут можно выбрать разную стратегию: от агрессивной до осторожной, от активного вступления во взаимодействие до дистанцирования. Хитрость и подлость – почему нет? В экстремальной ситуации легко забывается, что этичное поведение более выгодно в долгосрочной перспективе. Потому что времени нет, а победителей, как известно, не судят.
Интересна дополнительная метафора – с аллюзией на нынешний человеческий мир. Потому тут есть белый, черный и смуглый (в котором явно прослеживается восточный орнамент). Именно он, смуглый, не остановится ни перед чем. Хотя именно белый позволит ему это. Белый, носитель некоего жестокого вируса, который в судорогах корчится у всех на виду, зависимый от таблетки… Обречена ли белая цивилизация, о чем все громче говорят сегодня… В то время, как черные по-прежнему ближе к природе и природным (читай – звериным) реакциям: ударить без лишних слов. В то время, как смуглые – игроки и безжалостные воины – в нужный момент отойдут в сторону, чтобы ударить из-за спины. А есть еще глухой, который говорит по-французски. Слепо-глухо-немая старушка Европа, которая лишь мычит, пытаясь показать верный путь, но ее, конечно же, никто не берет в расчет, хотя в итоге именно она окажется действующим лицом, которому и нужен помощник, что выбирается таким, якобы изуверским, способом. Но – и способ объясняется. И все объяснение как раз и сводится к тому, что победит не только самый догадливый, умеющий путем мыслительного напряжения прийти к нужным выводам (даже это не самое важное!!! Ведь если мы просто внимательно слушаем с самого начала, мы уже сразу, в тот же миг имеем все данные для ответа! И никакого мыслительного напряжения от нас не требуется. Хотя понятно, что вся фишка в том, что – ну, ведь не может же быть так просто, верное?!..) Но! Побеждает в итоге тот, кто выходит из испытания с наименьшими этическими потерями. Ведь именно человечность поведения приводит к нужным результатам. Хотя…
Вот именно поэтому необходимо пересмотреть фильм повторно, концентрируясь именно на личности блондинки: как она вела себя в то время, как наиболее яркие и харизматичные искали ответ самыми разными способами.
Об этичности есть блестящая песня у Вероники Долиной. И ее я слушала опять же на днях, когда через компьютер пыталась дышать южным вечером в Акко, где у Вероники был концерт…
Когда поранишь человека -
Уж не поправишь человека.
Он ветхий, хрупкий, как стекло.
Смотри - вон сколько натекло

Из горла слабого наружу.
Не наступи случайно в лужу.
Все это было там, внутри.
Подошвы туфель оботри.

Когда нечаянно поранишь –
О сделанном жалеть не станешь.
И сам молчишь, еще живой,
Вернувшийся с передовой.

А где, скажи, передовая?
Все там же, где, не уставая,
Сдирают кожу. Льется ложь.
И точат друг на друга нож.

Загадка для меня: почему быстро, на первой же минуте убрали именно китаянку? Азиаты – это совершенно особенный восток. Другой. Почему его тут же сбросили со счетов в этой игре? По сюжету фильма понятно: надо было тут же кем-то пожертвовать, чтобы остальные поняли, что ничего писать нельзя. Но почему именно китаянка?
Пока у меня нет ответа. Впрочем, думаю, что его вообще может не быть. Всего лишь частность, условность, хотя…
Будь внимательным к миру. Слушай его. Обращай внимание на все, что он тебе посылает (людей, события, слова и картинки). И ты обязательно услышишь все, что надо. Сумеешь уловить нужный вопрос. А ответом станет твоя жизнь. И вот здесь уже апокалиптически важной становится степень твоей этичности. Насколько ты сумеешь сохранить в себе человека.
И тут – лично я, ведь это моя история!! – плавно возвращаюсь к Джульетте Мазине и к тому, что она мне показывает.
Моя Джульетта Мазина говорит мне с экрана и из жизни: нет никого, кроме тебя и Его. Только ОН и ты. Это – постулат. Аксиома. Эту мысль сложно принять, уходя от неизбежных изначально деклараций. Может быть, ее сложно принять именно мне – не знаю. В любом случае, путь осознанности – никогда и ни для кого не был простым путем.
Когда ты, хотя бы минимально, но вчувствуешься в эту мысль, ты поймешь, что нет ничьих слов и ничьих мнений.
Но!
Все они становятся кирпичами и раствором, из которых ты сооружаешь свои собственные ступени наверх. Слова как слова и мнение как мнение – вовсе не играют никакой роли. Вся роль: принять их или отбросить за ненадобностью. И здесь – второе но.
Как понять, что принять и использовать для себя, а что – не брать во внимание вовсе. Ответ на этот вопрос вовсе не так очевиден. Часто слова поддержки и похвалы вовсе не являются маркером того, что ты на верном пути. Таким маркером становятся слова разочарования в том, что ты делаешь. Важно похвалить. Но важно и ткнуть носом.
Иногда надо принять слово с плюсом – потому что оно укажет тебе следующее направление. Иногда надо игнорировать слово с минусом – потому что оно несправедливо и отбрасывает тебя в пучину сомнений. Иногда надо отвергнуть слово с плюсом – потому что оно не более, чем лесть. Иногда надо принять слово с минусом – потому что оно открывает тебе глаза на подлинные ошибки.
Так как же понять где что? Как отличить эти зерна от плевел? Что из слов и дел мира, обращенных к тебе, пустить в дело, а что мгновенно отринуть за ненадобностью?
Ответ: накопление культурного багажа.
Читать хорошие книги и стихи, слушать хорошую музыку, смотреть хорошие фильмы.
Помню, наша учитель по русскому Валентина Васильевна говорила: слово «хороший» - самое плохое слово, беспомощное. Выбирайте более яркие определения.
Сейчас я думаю, что Валентина Васильевна ошибалась. Это правильное слово в подходе к накоплению культурного багажа. Максимально емкое, простое и полное по смыслу. Как придумалось давным-давно: это слово с тремя восторженными О!
В культуре много субъективного. И то, что хорошо Юпитеру не может быть хорошо быку. Но есть то, что прошло проверку временем и попало в мировую сокровищницу творческой мысли во всех ее проявлениях.
Тогда, в Копылово, работая на зернотоку, мы шутили: так вот вы какие – закрома Родины!
Сейчас я могу повторить то же самое: так вот вы какие, закрома культурного слоя, который формирует хороший вкус. Речь не о стиле (хотя он неизбежен – как следствие), речь о внутреннем чутье, когда плохое отделяется от хорошего автоматически, на уровне мгновенного понимания, которое вырабатывается от привычки вглядываться, вслушиваться, вчитываться (и между строк тоже!) – а там и до распознавания полутонов и оттенков рукой подать. И руку им – полутонам и оттенкам подаешь, как они подают тебе свою, уводя в мир Настоящего.
И в тысячный раз и снова: мы то, на что мы смотрим!!
Нет кумиров и пророков, нет чужого мнения.
Есть только я и Бог.
(Да, да, да! Двое в комнате – я и Ленин… Смеяться над собой – можно и нужно и это еще одно из следствий внутреннего культурного роста: способность к иронии. И к высшему ее проявлению: к самоиронии).
Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова (33.19-22): «…ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей;
и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нем.
Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем;
ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели тебе смотреть в руки сыновей твоих».
Вот об этом, собственно, фильм «Экзамен». Хотя он заканчивается по голливудски – хеппи эндом, чего в жизни, конечно, не бывает. В жизни бывает, как у Феллини: Джульетта Мазина идет сквозь толпу веселых гуляк и… все-таки улыбается.
Той пронзительной улыбкой, которая есть только у тебя…
Tags: temple
Subscribe

  • Еще один новый год

    Сегодня - один из моих любимых праздников еврейского календаря. Называется он Ту би шват - Новый год деревьев. В его честь - на ночь глядя: пью…

  • Прошло семь лет...

    26 января 2014 года на горном серпантине при въезде в Иерусалим в нашу машину въехал заснувший за рулем Дима-пианист. Нас тогда спасли подушки…

  • АА

    Сейчас не время сводить счеты, - написала мне Бина. Что правда - то правда. Мне, конечно, тут же захотелось криво пошутить на тему "а с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments