Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Испытание водой

Мосты округа Мэдисон. 1995 год. Мэрил Стрип и Клинт Иствуд. Смотрела фильм ради Мэрил Стрип, которую люблю давно и преданно. Второй раз смотрела ради момента, когда она держит руку на ручке автомобильной дверцы: открыть, уйти под дождь – или остаться в машине… Апология слова «навсегда». Именно такими картинками сей категорический императив оправдывается.
После смотрела еще раз, чтобы все же понять – без всяких навсегда – почему.
К третьему разу окончательно выяснилось, что фильм не о любви. Вернее, он как раз о любви. И даже – о Любви. Однако она здесь – заложница ситуации. Нужна для развития сюжета, все остальное – ни при чем, антураж, жизненный финтифлюшки.
Сначала видится очевидным: да, такая любовь (Любовь) дается единожды и, само собой, преступлением будет ее отвергнуть, не принять это Дар, объяснить чем угодно. Собственно героиня и объясняет, и довольно подробно. Она объясняет, он принимает объяснение. Никто не борется. Разве что глубинно – в своей душе.
А с кем бороться? Здесь нет отрицательных персонажей. И потому бороться можно только за. Но этого не происходит.
Ко второму разу после повторного погружения в автомобильную сцену и глаза в зеркале заднего вида на передний план выходит простейшая психологическая математика. Если историю развить, будут те, кто в минусе. Если не развивать, тоже. А теперь давайте, как говорится, посчитаем. Бросим на чаши весов нас самих и наше окружение. Если счастливы мы сами, то несчастны оказываются наши близкие, а их вон сколько: и муж, и дети, и какое-никакое окружение, которое привыкло к твоим рождественским пирогам. Одно слово – семья. Если в счастливом неведении остается семья, то в страдание уходишь ты сама. И он. Но! Он – всего один, а семья – количественно больше. Да и – что, собственно, было проговорено: рано или поздно все равно спохватишься, что разрушила жизнь стольких людей… Пожертвовать своей  жизнью – да. Пожертвовать всеми ими – как?!
Про любовь, конечно, никто не думает. При чем здесь она?
Верно. Я тоже думаю, что любовь здесь ни при чем. И безусловность жертвы ни при чем.
Известная триада: огонь, вода и медные трубы. Есть другая триада: зависть, вожделение, почести. Собственно, она о том же самом. Зависть выжигает тебя, испепеляет. Вожделение и есть глоток воды в пустыне: когда уже ни о чем не можешь думать, отсюда – уподоление животному. Третье – само за себя говорит.
Встреча. Любовь. Осознание, что именно она. Что дальше? Начинается испытание водой. Готов ли ты изжить страсть в себе? Не идешь ли ты у нее на поводу, и ради нее – не разрушишь ли сейчас мир своих близких, которые ведь тоже немножко ты!?
А если ты не ошибаешься? Как понять?
А если ошибаешься? Как понять – тем более!
Все перечисленное отражается в глазах, отраженных в зеркале заднего вида. Отражение отражения.
Проще ли оставить все, как есть? Ничуть не проще.
И не случайно в кадре, фоном и основной темой фильма – мосты. Мосты – они же через воду. Не только соединяют берега, но помогают перейти через воду. Выйти из нее сухим.
Черта с два! – вопиет с экрана дождь. Вы все равно не выйдете сухими из этой воды!! Не потому что вы предаете Любовь – обойдемся как-нибудь без этих максималистских сентенций. Но потому, что…
В данном конкретном случае, сюжет подвластен воле режиссера. И понятно, что выбирают Мэрил Стрип и Клинт Иствуд. Они не сами выбирают – так написано у них в сценарии. Но в жизни такие сценарии на каждом шагу. Можно ли выйти из них без потерь? Можно ли преодолеть искушение водой? Как?
Нет решения и алгоритма кроме того, что даже в самую мертвую жажду и пустынную тоску нельзя набрасываться на воду с животной жадностью. Избыть страсть, подняться выше нее, понять, что мост через реку – есть. Просто по нему надо пройти. С берега на берег. С каждым шагом оставляя страсть все дальше и глубже в прошлом…
Называется ли это осознанность – сложно сказать. Но мне кажется, фильм Мосты округа Мэдисон – об этом.
Хотя, конечно, в фильме, совсем как в жизни – все заканчивается совсем не так, как, пожалуй, должно бы. И только потому, что заканчивается именно тем и так, драма, которую разыгрывают Мэрил Стрип и Клинт Иствуд, становится историей о долге и жертве, а вовсе не о преодолении страсти. К сожалению.
Tags: temple
Subscribe

  • Зачем нужно искусство

    Вчера мне довелось побывать на "Дне Ч". Это такой праздник для любителей книг, который проводят в Иркутске книжный магазин Кукуля и Центр…

  • Скотопригоньевск форева

    Так совпало: мое спонтанное путешествие в Слюдянку с окончанием чтения Братьев Карамазовых. Занятный опыт: перечтение базовых столпов и основ…

  • Про любовь

    Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Сегодня к нам в редакцию поступил любопытный вопрос, требующий обстоятельного ответа… Или не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments