Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Письмо девятнадцать. Оранжери

Мужчины, искусство продолжается!
Это снова я и снова про музеи. Не забываем, что у меня четырехдневный билет, потому придется терпеть всякие "искусственные" описания.
Проблема, впрочем, в том, как в самом деле, не опуститься до искусственности и натянутости в описаниях творческого процесса, который состоит из пары "созидатель - созерцатель". Первый творит, второй внимает. И внимание вполне может быть не соответствующим уровню мастерства.
Второй музейный день - музей Оранжери. Переходный - в буквальном смысле - от Лувра к Д'Орсэ. Находится он на площади Конкорд, в саду Тюильри, в уголке. Там собрана коллекция импрессионистов и постимрессионистов. Собрание не самое большое - те же художники есть и в Д'Орсэ, и в центре Помпиду. Музеи, конечно, не соперничают друг с другом по количеству представленных шедевров. И даже, могу предположить, каждый представляет не просто по-своему конкретного художника, но как-то вписывает его именно в свою экспозицию... Слишком мало я там была, чтобы уловить единый музейный замысел. А художественного, культурного и интеллектуального образования мне явно не хватает, чтобы уловить мгновенно.
В Оранжери я почти не снимала, потому что там воздуха было более, чем достаточно, а потому никаких полуобморочных состояний я уже не испытывала. Даже от имен, которые до сих пор слышались мне совершенно недосягаемыми: Моне, Матисс, Сезанн, Синьяк, Ренуар, Деран, Сутин, Гоген, Сислей...
Во втором ярусе музея есть два огромных зала, в которых круговыми диарамами расположены восемь частей единой картины "Кувшинки".
Входишь-вплываешь, устраиваешься на диванчике в самом центре и оказываешься в центре кувшинки. Полотна омывают тебя. И сам становишься текучим, как они...
Ярусом ниже жизнь полотен начинается с Ренуара. Он воздушно-капельным путем перетекает из классики в современность... Пейзажи Сислея как раз доказывают, что воздух состоит из капель... Зато у Сезанна воздух состоит из кубиков - похож на лего... Тяжелые грации розового Пикассо и неповторимый Матисс соседствуют в одном зале. И сразу за ними - как выстрел в висок - Модильяни с неповторимым умением через нарочитую асимметрию передать красоту индивидуальности...
Пожавлуй, именно Модильяни стал мне открытием и главной точкой всего музея Оранжери.
Попутно пришла мысль об отстраненности восприятия искусства ровно до тех пор, пока оно именно выстрелом не входит в тебя: в сердце, в душу, в мозг - это как раз уже неважно. Это тебе не колесо обозрения на площади Конкорд! С такой прогулки, с такого оборота вокруг чужой творческой оси уже никогда не вернешься прежним. Но ведь по сути - никогда и ниоткуда нельзя вернуться прежним!!! Как только мы снимаем блокиратор, убираем внутренние заслонки, так сразу в нас заканчивается наше прежнее. А может - в какой-то момент - и вообще наше. При этом происходит не утрата идентичности, но замена внутренних эмоциональных потоков. Так человек, меняя одежду, меняет и свой облик и настроение. То же самое: со сменой внутренних базисов на уровне мыслей происходит смена самого тебя. А искусство запускает этот процесс! И никогда вспять.
В этом и есть смысл того, что узнав (=познав) - уже никогда не будешь прежним.





Tags: Письма из путешествия
Subscribe

  • Усмешка Господа

    Планы на старость: - запротоколировать и оцифровать наконец весь семейный архив строго по персоналиям и по хронологии. На эту работу классически не…

  • Кому печаль мою повем

    Нажала на кнопку Написать в блог - и застыла в прострации. Есть три темы, про которые я собиралась написать. Ну и? - Рассказать что мое путешествие…

  • Сеанс психотерапии

    Примерно год назад я сделала неожиданное для себя: нашла психолога (по рекомендации) и записалась на прием. Решила раскупорить новую опцию, чего уж.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments