Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Иркутск купеческий

Как-то довелось наблюдать передачу первой части книги о Казанской церкви в областную библиотеку: двое служителей внесли эту книгу, а двое библиотекарей унесли. Причём, явно ощущался недостаток третьего. И этот достаточно повторяемый эпизод симптоматичен как свидетельство вытеснения весомости книг сугубо физической меркой веса, тяжести. Авторы начинают соревноваться книжными килограммами как когда-то купцы соревновались особняками и выездными экипажами. Купеческий характер Иркутска оказывал и оказывает влияние на все стороны жизни местного общества и на издательский процесс в том числе. Поведенческие модели купечества без труда проникают в остальные сообщества. А для Иркутска купеческого характерна между прочим и слабость внутрисословного притяжения, непривычка и нежелание складывать капиталы для крупных проектов. За редким исключением такое складывание ограничивалось брачным форматом, когда капитал супруги, именуемый приданым, вливался в капитал супруга. А при отсутствии родственных обязательств брали верх исключительно соображения конкуренции. И то упоение, с каким господин Хаминов первостатейный купец и благотворитель, разорял другого первостатейного и благотворителя Бутина было характерно для лучших людей всех сословий. Противостоянию капиталов как поведенческой модели в полной мере соответствовало противостояние в местной думе, педагогическом, музыкальном, медицинском сообществах и особенно в литературной (газетной) среде. Группы и группки доверялись только собственным представлениям о лучшем и очень часто демонстрировали неспособность действовать сообща. Другими словами, неспособность к складыванию устремлений, идей, практик и денег, наконец. Тем не менее, и в этой атмосфере перманентного противостояния случались достаточно продолжительные периоды, когда искусственные перегородки стирались, отставлялись мелкие самолюбия и в едином порыве создавалось то, что ныне является достоянием иркутского общества, неоспоримым свидетельством существования этого общества как такового. Я, конечно же, имею ввиду приюты, больницы, театры, храмы, созданные независимо от казны и независимо от неё прекрасно существовавшие. Ими гордились, их демонстрировали заезжим персонам. Как-то «Петербургский листок», рассказывая об одном из иркутских училищ, не очень тщательно подобрал эпитет – и из столицы Вост. Сибири громыхнули протестным письмом, в котором подпись крестьянина не только соседствовала с генеральской, но, кажется, и была повыше строкой. Это был такой чудный момент, когда власть не только не противостояла обществу, но и хотела быть его частью. Подобная атмосфера наблюдалась в Иркутске явилось в 1904-ом, когда горожане провожали свои полки, равно как и в начале первой мировой. При более тщательном рассмотрении иркутской истории наверное можно вычленить и другие временные отрезки. Их повторяемость, яркость отпечатков дают основание вспомнить о законе сохранения импульса. До сих пор он срабатывал, пусть и без определённой периодичности – почему бы не сработать ему теперь? Текущий литературный процесс и в частности, продукция местных издательств позволяют сделать некоторые наблюдения. Одним из них и хочу поделиться. В Иркутске уже нескольких лет успешно возрождается традиция подписных изданий. И если раньше в роли закопёрщика выступали госиздательства и гарантом выступало государство, то теперь в обеих ролях выступают частные лица. В Иркутске это издательница Анастасия Яровая, в портфеле которой книжки как местных, отечественных, так и зарубежных авторов. Кстати. Премьеры её книг в других государствах иногда опережают иркутские: так, «Православные поломники». Купленные в Иркутске, тотчас были переизданы в Украине (воюющей Украине), и издательницу пригласили пересечь границу по причине книжкиных именин. Эта книга родилась оттого лишь, что Настя Яровая попросила друзей своих собраться под общей обложкой.В тихий пятничный час, когда отгудели авто и утихли усталые голоса людей, в Репроцентре А 1 и родилась эта книга-дерево.34 садовника из Израиля, Казахстана, Сибири, Украины собрала в Иркутске Анастасия Александровна Яровая. И приняла от каждого по ветке. К дереву, естественно, прилагается кот, только он не учёный, а смущённый – оттого, что художник Алёна Левашова стёрла своей волшебной резинкой его золочёную цепь. На этой картинке кота не видно – в момент съёмки он прыгнул и оказался на тыльной стороне обложки. Но при большом желании вы обнаружите и его, и оттиск волшебной печати на титульном листе: «Пусть всё, о чём мы просим, будет!» Переливы энергий: совсем ещё молодых и уже зрелых, утончённых, устремлённых к рассеиванию. В этих проектах так много новаторского, что не взялась бы и перечислить. Но по сути это всё тот же классический иркутских проект складывания устремлений, даже и порывов, усилий, ну и денег, естественно. В этот проекте – тот же иркутский механизм, действием которого сто и более лет назад возводились общественные театры, больницы. Училища и институты. То есть, собственно, то, что до сих пор украшает наш город и чем мы исправно пользуемся. Ещё одна параллель: сто и более лет назад в роли движителей проектов, идейных их вдохновителей выступали главным образом приезжие господа – и Яровой то и дело способствуют соотечественники то из Беркли. То из Иерусалима, то из Казахстана, то из Украины. И наконец, нельзя не отметить общность атмосферы. Как постоянная участница сборников Яровой могу уверить вас. Что тот драйв, который испытываешь, те нематериальные дивиденды, которые неизменно имеешь от этих проектов позволяют понять ощущения иркутян, живших в этом городе сто и более лет назад. Держу себя за язык, избегаю определений. Ибо все они в равной степени произвольны; однако же не могу не признать (а, стало быть, и не сказать), что закон сохранения импульса (в данном случае импульса творчества) в очередной раз демонстрирует свою верность. Может быть, его крохотный росток ио крепнет. Дай-то Бог!

Валентина Рекунова
Tags: Зябь, Колхоз, НАСТЯ, Прочти-2015
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments