Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Медведи и зайцы Марлен Кандинской

 Вообще-то Марлен Кандинская является главной по медведям. Она мастер-теддист международного класса, шьет мишек-тедди - классических до самого кончика коричневого вышитого носа. При этом у Марлен есть свои особенности стиля, которые, с одной стороны, строго укладываются в классические каноны, а с другой - никто так больше не делает. Здесь, конечно, можно и нужно говорить об индивидуальности мастера. Однако при этом помнить: на одной индивидуальности мастером международного уровня, чьи медведи будут занимать престижные места на всевозможных выставках и сидеть на самых известных диванах у мировых знаменитостей, стать практически невозможно. Необходимо нечто большее, кроме натуральных материалов и двух рук с иголкой.
Что именно?

Медведи...

Для того, чтобы попытаться понять "основные программные моменты творчества Кандинской", а заодно сшить себе в подарок к Новому году мягкого плюшевого зверя, в галерее DiaS собрались десять иркутских мастериц. Марлен давала мастер-класс по изготовлению... зайца. Заяц был совершенно в духе предстоящего по восточному календарю года. Марлен же в Иркутске давала такой урок мастерства впервые. Что удивительно, особенно если учесть, что мастер-классы Кандинской пользуются большой популярностью в обеих столицах, что она давала уроки специально для главного журнала в этой сфере "Кукольный мастер", а сама она - иркутянка. И живет в Иркутске. И подавляющее большинство ее медведей тоже живет в Иркутске - пожалуй, все известные иркутские семьи имеют ее медведей.

Кстати, на вопрос, сколько именно мишек она сшила, Марлен ответить затрудняется. Потому что она шьет очень давно и потому что никогда не любила реестры и списки. Но если учесть, что один из последних заказов - сорок (!) медведей ("заказала одна крупная компания, которая к своему юбилею решила сделать вот такие подарки главным деловым партнерам"), получается, что счет пошел уже на сотни.

Казалось бы, без помощников здесь не обойтись. Однако единственное, что может доверить помощникам (и то, только сыну и дочери) - это вырезать раскроенные детали. Все остальное Марлен делает сама и вручную.

"Очень важно все, - говорит она, - во-первых, все материалы должны быть качественными и, желательно, натуральными. Сейчас настоящий плюш не производят, но у меня еще есть запасы, которые удалось приобрести на старых кукольных фабриках, которые в смутные времена закрывались, а материалы просто списывались.

Во-вторых, правильно раскроить. С одной стороны, очень экономно относиться к материалу, который стоит недешево, а значит, надо использовать его оптимально, раскладывая детали, как пазлы. С другой - не забывать следить, чтобы мех везде шел в одном направлении. Чтобы, когда гладишь, рука двигалась не "против шерсти".

В-третьих, набивка. Для набивки я использую хлопковое волокно. Это материал довольно сложный в работе, он как пластилин. Потому прямо в процессе надо придавать ему необходимую форму, моделировать, что очень непросто. Набивка - самый сложные процесс..."

Параллельно с которым идет подготовка к соединению деталей. Марлен придумала собственную шарнирную систему - очень простую и удобную в использовании. Вообще она сторонница того, чтобы процесс сделать наиболее простым, не требующим каких-то специальных материалов, инструментов и, тем более, умений. Сшить игрушку должно быть по силам каждому, кто умеет держать в руках иголку с ниткой. И у кого есть желание.

... и зайцы.

Обо всем этом Марлен и говорила на мастер-классе. А мастерицы тем временем шили своих пушистых зайчат.

- Выкройка у вас у всех одна, а зайцы получтся разные," - говорит Марлен. (Почему - спрашивали ее. Увидите, - отвечала она и улыбалась.)

- Заяц раньше медведя стал игрушкой, - рассказывает Марлен, пока прилежные ученицы делают раскрой, - Ему уже больше ста лет. Медведь гораздо позже стал плюшевым.

- А вашему первому медведю сколько лет?

- Больше двадцати. Я его сшила старшей дочери. Он еще очень простой, - Марлен показывает того, самого первого мишку, - позже я стала находить старинные выкройки и постепенно научилась шить классических мишек-тедди.

- Марлен, скажите пожалуйста, а с чего начать? - спрашивает девушка, которая немного опоздала.

Марлен выдает ей рабочие материалы и говорит:

- Для начала надо не бояться. Потом - продумать образ: какого зайку вы хотите сшить? Посмотрите на ткань и сразу продумайте аксессуары. Хотя я считаю, что если на игрушке очень много одежды, значит, мастер старается скрыть свою небрежность в работе. Хорошо сшитого медведя или зайца одевать не требуется - ему драпировки не нужны.

Именно поэтому у медведей Марлен, как правило, просто повязан бант и только. И модным ныне состариванием игрушек она тоже не занимается. Хотя технологией владеет. Просто считает, что - "игрушка должна стариться от общения с ребенком. Он должен получить ее чистую и замусолить самостоятельно".

- А наверное, на машинке шить быстрее?

- Вовсе нет. Я всегда шью руками. На машинке пробовала - потом распарывала. Не нравится. Они какие-то неживые получаются. И потом, это только кажется, что на машинке быстрее. Когда руку набьете, будете шить быстро. И потом есть золотое правило: пять раз не получится, а на шестой - получится.

- Какие-то специальные материалы и приспособления вы используете? Например, раскрой делать специальным ножом очень удобно.

- Я пользуюсь обычными ножницами. Когда я начинала - ничего подобного и в помине не было. Это сейчас все появилось. Но я уже так привыкла. И кстати, мой вам совет - пользуйтесь наперстком. Наперстки сейчас появились очень хорошие - можно по размеру подобрать.

- Марлен, а есть у вас какие-то секреты?

- Скорее, не секреты, а особенности. Например, глаза и нос я делаю исключительно вышитыми. Все-таки прежде всего мои игрушки предназначены для детей. И вот эти вышитые глаза и носы стали особенностями моих медведей. Ведь вышивая глаза, можно придать разное выражение - грустное, веселое, задумчивое...

"Ой, я, кажется, ошиблась," - говорит одна мастерица. Марлен подходит к ней, поправляет, показывает как надо, потом говорит:
- Бывает, что ошибки наталкивают на какую-то идею. В итоге у вас получится вовсе не то, что вы задумывали, но, может, даже более оригинальное... Вообще имейте в виду, что если сейчас начнете шить и свою игрушку подарите. Так потом и будете: шить и дарить. От вас ничего другого и ждать уже не будут. Потому что вещь, сделанная своими руками, ни с каким другим подарком не сравнится.

... Потому что вкладываешь в нее не только свой труд, но и часть своей души. Все это - не более, чем абстракции. Конечно, ведь вату, которой набиваешь игрушку, можно пощупать и придать ей нужную форму, а к бахратной поверхности так приятно прикасаться щекой и даже целовать легонько в макушку. А душу - как увидишь, где почувствуешь...

Но в том-то и дело, что именно - почувствуешь, ощутишь как незримое присутствие. В тех самых мягко опущенных уголках вышитых глаз, которые смотрят на тебя чуть грустно - этого ни за что не добиться от красивого блестящего и совершенно неживого стекляруса.

Вероятно, по этой причине игрушки Кандинской всегда вызывают неподдельный интерес. Отдавая предпочтение, конечно же, медведям, она может сшить любого плюшевого зверя. В том числе и повторить лучшие готовые образцы, только взглянув на них - для того, чтобы понять как это сшито, ей уже не надо распарывать игрушку на составные части: Марлен может сделать выкройку просто по внешнему виду. Это и есть приметы мастерства, подкрепленные серьезными победами на серьезных конкурсах.

Сегодня Марлен может гордиться своими большими каркасными игрушками - жирафом и слоном, - сшить их - это высший пилотаж. А еще на летнюю выставку в Санкт-Петербург она повезет великолепного английского зайца, сшитого по классическим выкройкам. И только глаза у него будут "фирменные", такие, как делает только Марлен Кандинская.

Вместо послесловия.

На мастер-классе Марлен Кандинской, который состоялся в преддверии Нового года в галерее DiaS, на свет появились десять зайчат. Совершенно не похожих друг на друга, зато чем-то неуловимым похожих на своих хозяек. И можно быть уверенными: уж этих зайчат на скамейке под дождем не оставят.
"Аргументы и факты в Восточной Сибири", декабрь 2010
 
Tags: Пахота
Subscribe

  • Польза соцсетей

    Я поняла (капитан очевидность, йехуууу!), в чем польза соцсетей. ЖЖ все равно, как ни крути соцсеть, хотя и специфическая. да если бы у меня не…

  • Лотерея

    Не знаю, за что схватиться. И схватилась за жж. Очередная выгрузка внутричерепного хлама. В хорошие времена это можно было бы считать списком…

  • Спустя 14 дней

    Ну что же, пребывание в больнице обнулило мое победное шествие, фиксируемое шагомером. Шествовала я в сторону 100 дней непрерывного выполнения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments