Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Канатоходец

Знаешь, как говорят, - Вероника Лобарева смотрит строго: - «Христос воскрес!.. А что сделал ты?»
Фраза, которой хорошо бы завершить разговор, лучше и вернее ложится в его начало.
Мы разговариваем в галерее ДИАС. Слушаю Веронику и думаю: хорошее слово – канатоходец. Вот был бы женский аналог, так можно было бы этот текст назвать. Но тут же спохватываюсь: женский аналог тут ни к чему. Это как Цветаева никогда не была поэтессой. Так и Вероника Лобарева – ни разу не художница.
Есть такие умения – вне гендера.
А кто такой художник, я, пожалуй, не знаю. Ну, рисует. Ну, картины. Можно ли без этого уничижительного «ну»? Можно. Просто за ним легче всего спрятать свою беспомощность в описании трудно представляемого. Взяли в руки кисть, посмотрели на белое пространство перед собой, поймали кончик-хвостик-ниточку мысли-чувства-эмоции и… Так и разворачивается самостоятельная жизнь самостоятельного сюжета на полотне. Во всей полноте. Учить и лечить, как известно, все умеют. А рисовать – все умели. В детстве. Значит ли это, что художники – повзрослевшие дети? Нет, конечно. Уж про Веронику Лобареву такого точно не скажешь.
Сама она, например, говорит так: у меня на картинах людей нет, но они есть. Вот дом, который построил… а это пшеница, которая в темном чулане хранится в доме, который построил… Отсюда: присутствие людей незримо – в виде сотворенного их руками. А потому и зримо – ведь мы видим изображение, слепок реальности, пленочный негатив, в котором при проявлении проступают знакомые черты и дома, и Джека (по-русски читай – Якова), который его построил.
Это умение воплощать в зримость незримое – в Лобаревой было всегда и не растерялось, не замылилось, как взгляд, не было брошено в жертву быту. Именно поэтому никакого особенного желания быть художником, стать им в ней не было: зачем хотеть стать тем, кем ты уже являешься? Это вот балериной (детское увлечение из разряда мечты) – да. Легкой, летучей, сотканной из воздуха и света…
Легкой летучей, сотканной из воздуха и света рукой, Вероника пишет как дышит. Иногда – задерживая дыхания, иногда – полной грудью впуская в себя воздух. Потому что именно это умение ей нужно для равновесия. Принцип хождения по канату именно в этом и заключается.
Потому что равновесие – это все. Между коммерческим и свободным от денежного эквивалента. Между прочим и прочным. Меж тем и этим. Попробуй тут удержись, тем более, когда в одной руке кисть, в другой – палитра, а впереди – путь к натянутому холсту. К зовущему и взывающему, и вызывающему из памяти картинки, которые и превратятся в картины. И картины эти будут успешно приняты и на родине, и за ее пределами – Art-China, Art-Gonkong и прочие «арты» заметили Веронику Лобареву, которая попала туда с подачи галереи ДИАС…
А что сделал ты?..
Вероника пожимает плечами. За ее спиной – сотни работ, на которые хочется смотреть, искать в них человека и видеть мир. А сам художник, сама Вероника Лобарева – автор, сумевший этот мир и этого человека показать, - она всего лишь канатоходец, у которого нет иного пути: только вперед, по натянутому канату искусства над пропастью повседневности.
Как не пропасть?
Лобарева ответ знает. А нам не говорит. Потому что у каждого из нас – свой канат.

"В хорошем вкусе", осень 2014
Tags: Журнал, Пахота
Subscribe

  • Звук света

    Памяти художника Александра Самарина (текст написан весной 2009 года по заказу галереи Палитра и лично Лины Ермонтович) Солнце, оно обычно -…

  • Выгрузка содержимого (в двух частях). Продолжение следует

    Так вот про чудеса и забавности. Для начала я хотела написать (а заодно, возможно, попросить у почтеннейшей публики возможного содействия - потому…

  • Как я снова немного побыла газетчиком

    ... и ведь целых три полосы мне отдали, и никто и слова не сказал: дескать, это непозволительно много, никто такое читать не станет, сократи до 5 тыс…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments