Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Categories:

Выше радуги

Текст для Арт-группы, которая вот уже десять лет существует при моей любимой и уважаемой Пирамиде

Пожалуй, стоит начать с радуги. Даже несмотря на то, что она не встретилась ни разу – ни картинкой, что было бы понятно, ни рассказом о ней, что тоже было бы ожидаемо. Все же «Пирамида» - центр детского творчества, архитектуры и дизайна, что предполагает радужную разноцветность настроения (детского) и палитры (творчества). Хотя возраст у «Пирамиды» уже даже и не подростковый – нынче ей исполняется двадцать лет. Потому – все по-взрослому. И не только с возрастом, но и с архитектурой, и с дизайном, и еще много с чем. Однако на сей раз и не про «Пирамиду» речь.
Странноватость текста, его нелинейность, когда завязка плавно перетекает в основную часть, внутри которой прячется кульминация, а уж она перейдет в крещендо финала или в диминуэндо выводов – тут уж автора будет зависеть. В том и дело, что от автора! Я знакома с «Пирамидой» все эти годы, когда Наталья Ремизова и Оксана Митюкова – а больше из первого преподавательского состава никого не осталось, - сидели со своими учениками в паре комнаток 224-К внутри гигантского Политеха, и мы учили хитросплетения его коридоров, чтоб не заблудиться и все равно пару раз заблудились, но вот не заблуждались – никогда! От того все трое моих сыновей прошли эту школу – в «пирамидальные тополя», конечно, не выросли, но творческой радости вкусили по полной программе и с тех пор и до сих пор – не боятся рисовать и знают, что они МОГУТ.
Все неспроста. Все неслучайно. Запомните это «могут», пусть оно будет первой точкой – не совсем отправной, но вполне реперной, ибо это самое «умение смочь» нам дальше еще встретится и станет если не главным, то основным. Ведь что есть основа? Не погрешу против истины, если скажу, что в основе лежит желание.
Десять лет назад в «Пирамиде» подумалось и придумалось вот такое желание. А что если мамочки, которые приходят со своими детьми на занятия, а потом ждут их по полтора часа в коридорчике, тоже попробуют рисовать? Почему бы не попробовать этим мамочкам предложить заняться творчеством тоже? Заодно и общие темы с детьми дополнительно появятся.
«Оксана! Ты у нас занимаешься со старшими детьми – ты и попробуешь!»
И Оксана согласилась.
Так широким мазком веерной кисти обозначился дополнительный сюжет: хобби-группа. Оксана Митюкова стала преподавать азы композиции, цветоведения (и цветовИдения тоже!) взрослым тетенькам и дяденькам (были, были и дяденьки, пусть немного, по паре на поток, но свою картину каждый из них нарисовал!)
С тех пор, как принято писать в хрониках, минуло десять лет: просматривая старые фотографии, Оксана обнаружила в уголке одной из них, где запечатлена самая первая группа, дату – 2004 год. С тех пор хобби-группа стала называться арт-группой и окрепла настолько, что в ней есть художники, которые занимаются уже по пять лет.
Я не оговорилась. И во мне нет снисходительного или высокомерного призвука, когда я непрофессионалов называю серьезным именем, почти званием. И дело не только в том, что всему есть место под солнцем(следовало бы закавычить, но цитата не слишком точна – и не точна сознательно!)…
«Помню, как в детстве я завидовала своей подруге, которая умела рисовать. У нее котенок был похож на котенка, собака – на собаку, и даже люди выглядели как люди. У меня же всегда получалось в стиле «палка, палка, огуречик». Уроки рисования были для меня пыткой и хорошие оценки мне «рисовали», чтобы не портить показатели успеваемости по школе. Я прекрасно понимала, что нарисованное мной яблоко больше похоже на красный круг с нелепым зеленым многоугольником, вместо листочка, а цветы я рисую на уровне трехлетки. Понятно, что с тех самых пор я была убеждена, что рисовать не умею, никогда в жизни не научусь и прекрасно проживу без всех этих художеств…»
Или еще.
«Всегда восхищалась искусством, умением художника видеть через кисть и карандаш. Я была только поклонником, и когда дочка просила нарисовать что-нибудь, я рисовала домик и ромашку. Это все, что я могла изобразить узнаваемо…»
И еще.
«Все сказки начинаются со слов «Жили-были...», все истории в этой группе начинаются «Всегда хотела рисовать...» Вот и моя - не исключение. Мы с мамой жили в общежитии, а за стенкой - соседка-художница. Жила одна, муж, тоже художник, как то не задержался. От него остался мой портрет с подписью «Ирка смотрит телевизор»… Соседка была родом из Трусковца и на лето уезжала на родину, и всегда возвращалась с подарками для меня: кисточки из белки и колонка, акварельные краски и один раз – пастель, целых двенадцать цветов! Что чувствует ребенок, когда ему дарят ТАКОЕ - не передать словами. Рисует, рисует, рисует! Моя строгая мама уточняла несколько раз для себя: есть ли у меня хоть какие-то способности? На что получала категоричное -нет! Ну, нет так нет...  А дальше все как-то быстро: учеба, кружки, музыкальная школа, институт, ординатура, работа, ночные дежурства, муж, ребенок, счастье... А красоты-то хочется...»
И вот так
«… Время летит, и неожиданно замечаешь, что тебе далеко за…, давно зовут по имени и отчеству, а в официальных документах твой возраст определяют, как «время дожития». Страшненькое выраженьице. И тут наступает главный момент твоей истории сопротивлений, когда через «не могу», а порой и «не хочу», превращается твое «время дожития» в яркую полноценную ЖИЗНЬ.
Для меня одной из отправных точек стала хобби-группа объединения «Пирамида», куда я пришла два года назад. Пришла, преодолевая смущение и неловкость, здесь в детскую группу ходит мой внук. Руки отвыкли от кистей и красок, лист бумаги казался необъятным, карандаш не хотел быть продолжением пальцев. Но я пришла, пришла и осталась…»

С этого места, как говорится, поподробнее.
Все они, нынешние взрослые ученики Оксаны Митюковой, пришли – и остались.
Почему и зачем – в данном случае вопросы лишние. Тем более, что в какой-то момент Оксана, как преподаватель, от передачи классических знаний и навыков постепенно поднялась до уровня так называемого «правополушарного рисования», в котором и лежат истоки и творческие начала. Не одно-единственное, стоит заметить, а вполне себе множественные и разнообразные творческие начала! Ведь как импульс у каждого может быть свой собственный, так и способ выражения.
- Нельзя сказать, что это терапия, - говорит Оксана, - это, скорее, профилактика. Время и окружающая современная жизнь таковы, что перегрузки зашкаливают. Левое полушарие, которое отвечает за аналитику и логику, вкалывает у всех - будь здоров. А правое, творческое – оно спонтанное и мыслит образами. И между прочим, такой дисбаланс, как следствие, значительно повышает риск развития шизофрении, болезни Альцгеймера… Одним словом, кто-то решает в спортзале качать мышцы,  а мои ученики приходят сюда – «качать» правое полушарие. И вроде как это несерьезно звучит и даже в шутку, но народ неожиданно стал замечать: что и в других сферах жизни произошли изменения в лучшую сторону. И даже – в колоссально лучшую. Тут уместно привести еще одну красноречивую историю.
«Я жила как все нормальные люди: окончила ВУЗ, неоднократно стажировалась в Германии, работала в банке и - никаких намеков на творчество. Но в 2006 году жизнь перевернулась с ног на голову: через день гемодиализ (пожизненная аппаратная очистка крови), 1 группа инвалидности и больницы... Есть такое выражение: «Есть цель - беги к ней, не можешь бежать - иди к ней, не можешь идти - ползи к ней, не можешь ползти - ляг и лежи в направлении к цели». Тогда я могла только лежать. А цель была - выжить!
В 2009 году от старшей сестры (ее маленькая дочка тогда занималась в «Пирамиде») я узнала о хобби-группе. Мало того, меня поставили перед фактом: «Я тебя записала», - сказала мне сестра.

Не могу, но… так хочу! - звучало в моей голове. Как же я пойду, ведь ходила я теперь только с сопровождением. Стала тренироваться гулять сама, во дворе, потихоньку. Занятия начинались в ноябре, я ждала с радостью и страхом. Стеснялась, как выгляжу (гемодиализ мало кого красит), да и просто разучилась общаться с людьми. А 6 октября умер папа... И видимо, включился инстинкт самосохранения, который твердил мне: иди на занятия.
И я пошла.
Уже пять лет я не представляю своей жизни без «Пирамиды»! Моя жизнь наполнилась красками, идеями, творчеством. Вернулась уверенность. Я открыла для себя графику. Точка, линия, пятно – казалось бы, что может быть проще. Но графические работы, которые я увидела здесь, меня потрясли. Это какой-то параллельный мир, где каждая линия имеет свой смысл, а каждая точка - свое значение…
Несколько картин заведующая повесила в центре гемодиализа, а подарки я теперь делаю только своими руками. За пять лет мне ни разу не было скучно или не интересно. И хотя гемодиализ никто не отменял (и все «радости» с ним связанные тоже), но, благодаря «Пирамиде» и Оксане Владимировне, я заново научилась жить и радоваться жизни…»
- Я прямо вижу, как люди приходят и постепенно меняются, - говорит Оксана. – Жизнь меняется, взгляд на мир и на самих себя. Каждый по своему, но, когда страх уходит, происходит качественный скачок и самый настоящий переворот.
- А почему вообще страшно?
- Момент творчества – это некий допуск к внутреннему ребенку. Такая ранимая сущность - и ты ее выплескиваешь. Новая деятельность всегда страшновата от неизвестности. И потом - ты же такой весь неумелый, а на самом деле ты же взрослый человек, и все, якобы, знаешь и умеешь. И эта «вилка»  вызывает сильное переживание. А дальше происходит метаморфоза: страх уходит, им становится интересно, а потом – радостно.
Это для детей нет неразрешимых заданий, говорит Оксана, - а у взрослых сплошные заборы. И пробиться через такой забор иногда ох как не просто. Но постепенно, идя вдоль него, люди видят калитку. Дверь открывается и…
- На самом деле по цвету у вас очень хороший баланс. Получился весенний суровый воздух… Тут надо сделать дымку над водой и усугубить берег. Только совсем немного кистью коснуться… Буду из осени делать весну. Уже не хочется мне осени… Не скажите, мрачного колорита здесь не наблюдается… Как основа для работы – очень хорошо, теперь доводим до ума… Да, Шишкина из меня не вышло. – И слава Богу, хватит нам одного Шишкина… Главное, чтобы костюмчик сидел – не наш принцип. Наш принцип: чтобы костюмчик запомнили… Я так думаю: ну испорчу. Самое страшное, если это произойдет – появится еще одна картина.
(… И она обязательно будет лучше предыдущей. Хотя сравнивать лучше-хуже, вероятно, нет смысла. Вернее сказать так: она будет другая).
Так проходит обсуждение работ в самом начале занятия: сейчас они уже научились демонстрировать свои и оценивать чужие. Сейчас они уже не боятся – потому что, как минимум год, а многие уже и не первый год, проучились в этой аудитории, где тонкий запах масляных красок подмешан к воздуху, слова «мастихин», «пастель», «акварель» витают в нем легко, словно желтый воздушный шарик, подрагивающий под потолком. Это шарик-смайлик, которому кто-то пририсовал высунутый язык. Так дети рисуют, забравшись с ногами на стул, навалившись на лист бумаги и сосредоточенно водя карандашом, от усердия – высунув язык. Взрослые, конечно, уже умеют выглядеть серьезно – но это не мешает им создавать новую творческую реальность.
Как? В чем истоки творчества?
Это поразительный вопрос, не требующий ответа и все-таки заставляющий его искать. И здесь и рядом нет эстетской риторики. Потому что очень часто это вопрос поиска внутренней свободы. И света, превращающегося в цвет.
Известное дело: преломления солнечного света рождают радугу. Свет – его невидимая спектральная разноцветность, - становится видимым. И плавно перетекающим от красного к фиолетовому – через оттенки и дополнительные смыслы, которые они рождают. Умение видеть приближает нас к творчеству. Умение перенести увиденное на лист бумаги – позволяет нам самим стать творцами. Это не высокомерие. Достаточно посмотреть книгу Бытия и увидеть, что радуга – символ завета между Богом и человеком.
А еще – она просто красива. Также красива – как лица и души людей, впустивших в свою жизнь творчество. Позволивших себе. Разрешивших. И неожиданно для самих себя получивших большее: возможность управлять собственной творческой энергией и, тем самым улучшать, свою жизнь. А это уже не просто радуга. Это выше.

Ссылка
Tags: Интернет, Колхоз, Не гербалайф, Пахота
Subscribe

  • Лена, с днем рождения!

    Всегда и неизменно я любила и с удовольствием ждала детские дни рождения. И настроение у меня на них ровно как на новый год, который я люблю и…

  • На день рождения раз и раз в день смерти...

    ЖЖ бесстрастно напомнил, что вчера был др Коли Тарханова. Это с одной стороны вроде как хорошо — потому что память. А с другой — все равно зловеще.…

  • Три события за сегодня

    Объективно из всех трех именно за сегодня всего одно. Но второе на промежуточном этапе тоже сегодня завершено. А третье случилось на днях — просто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments