Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Влад Урбаханов: Ветер в волосах

Влад всегда любил сказки и улыбаться. В полноте своих смыслов сказки раскрылись ему, когда он стал уже взрослым. А улыбаться он любил и умел с детства – от широты характера и умения видеть красоту жизни. Широта характера, в свою очередь, взялась из прибайкальских и забайкальских степей, в которых хорошо стоять, раскинув руки, и подставив лицо полынному ветру. А уж он – полынный ветер степей, - и есть одна из составляющих красоты. По крайней мере, в бурятском эпосе без него никуда. И хотя ветреным Влада, с его обстоятельностью и любовью к деталям, не назовешь, но ветренным – вполне.
Это такой ветер, в волосах.
Урбаханов – художник, сын художника. Его отец – Эдуард Урбаханов, - дизайнер, много сотрудничал с фондом Союза Художников, выполнял самые разные творческие работы. В доме всегда было много профессиональных журналов и книг по искусству. Как говорит сам Влад: где картинок побольше – те и любил смотреть. Именно отец приучил сына пользоваться только хорошими материалами – с самого раннего детства у Влада были профессиональные краски, хорошая бумага и все то, что при наличии таланта помогает явиться на свет произведению искусства.
Вообще словосочетание «произведение искусства» - похоже на формулу. Что с чем надо перемножить, чтобы в произведении получилось искусство? Какие множители ведут себя в данном случае оптимально – создавая результат, на который хочется не просто смотреть, но вдруг обнаруживать в себе вопросы или даже ответы? Не в этом ли цель и смысл искусства?
Ответов на эти вопросы у Влада нет. Может, и пока. В любом случае, натужно придумывать их он е собирается. Он просто и поступательно делает шаг за шагом в нужном направлении.
В 1996-м он окончил Иркутское художественное училище как дизайнер. Этого ему показалось мало, и спустя пять лет, он получил диплом технического университета – как художник монументально-декоративной живописи. Затем, как он сам говорит – воспоследовал «увлекательный водоворот событий, именуемый Жизнью».
В этот водоворот затянуло и самого Влада, и его акварели, и его преданность родным корням, которые для него находятся по отцовской линии – на Ольхоне, а по материнской - в деревне Шетхулун, что в Баяндаевском районе, вдалеке от центральных дорог. Именно там – счастливое летнее детство у бабушек и дедушек. Кстати, один из дедов – шил конскую сбрую: уздечки, хомуты, седла, кнуты. Вещи в его руках рождались совершенно особенные – узорчатые, наполненные глубоким древним смыслом, когда любая полезная вещь просто обязана была быть красивой. Это и есть – художественный вкус, который от деда перешел к отцу, от отца – к сыну. И неизбежно пойдет дальше. Так заведено во вселенной. Таков математический принцип произведения: когда искусство умножается через традицию. Вопрос лишь в том, чтобы этой традиции следовать.
В середине 2000-х Влад обнаружил в себе страсть. Он вдруг понял, ЧТО хочет рисовать.
Сказки. Бурятский фольклор. Эпос.
Все началось со старой черно-белой книжки бурятских народных сказок. Потом обнаружилась еще одна – уже с полноценными иллюстрациями. Влад листал эти книжки и видел их совершенно по-своему.
Так иногда бывает: вдруг ясно, как надо сделать. Ясно и все тут. И без всяких почему и зачем. В итоге Влад взял и сделал – сборник бурятских пословиц, книгу бурятской писательницы Евгении Липиной «Живые письма», выставку «Иллюстрации впечатлений». И постепенно снискал известность как иллюстратор.
Что совершенно не мешает ему рисовать много и хорошо за пределами книжных страниц. «Много и хорошо» - слова дежурные и ни о чем, но как сказать об Урбаханове иначе, если картинок акварельных у него и впрямь более чем, и при этом все они хороши той плавной текучестью, которая выделяет акварель из разряда изобразительного искусства.
«Очень люблю акварель. Упорно добиваюсь взаимности», - так говорит о своем пристрастии к данному изобразительному средству художник. Как строгий к себе творческий человек, он, конечно, считает, что пока только добивается. Но на самом деле, с точки зрения зрителя прекрасно видно, что акварель уже раскрыла ему свои тайны. Может, и не все. Но многие.
Найти свою тему для художника (в общем смысле этого слова) – большая удача. Когда случается обратное - тема сама находит художника, - тут речь идет уже не про удачу, а о предназначении. В случае с Владом Урбахановым можно предположить некий условный третий путь, который и кроется в том самом почти математическом термине.
Бурятские корни, уважение к культуре предков, подлинный интерес и желание вписать свою индивидуальную страницу в единый народный эпос помноженные на талант рисовальщика, художественный вкус и профессиональное чутье дают в итоге то, что и называется произведением искусства.
Хотя сам Урбаханов говорит проще: «Если, вдруг, нечем заняться, то всегда есть чем себя занять – порисовать».
Тогда он берет и рисует. Что видит – вокруг и внутри себя. Что слышит – в мире и в тишине. И что чувствует – когда в его волосах запутывается ветер.
Это и видно в его работах.

журнал "В хорошем вкусе", апрель 2014
Tags: Журнал, Пахота
Subscribe

  • Инфантилы и гаджеты

    Ник Хорнби. "Мой мальчик". Когда тебя окружают одни мальчики, поневоле с пристрастием посмотришь на книгу с таким названием. Тем более,…

  • "Нива": год сделал круг!

    Вот, собственно, и все. Ровно год назад, 9 ноября 2010 г. я начала ежедневную публикацию «Нивы», которая, как известно из классики, волнуется – если…

  • Велимир Хлебников

    Виктор Владимирович Хлебников, он же Велимир, ведущий теоретик футуризма, родился 9 ноября 1885 года. Вот его слова: "... чары слова, даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments