Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Графика Любви

Когда любишь свое дело – все получается. И при этом получается не просто хорошо, а как надо. А в этом – большая разница: между хорошо и надо. Есть расхожий афоризм о том, что Бог посылает нам не то, что нам хочется, а то, что исправит нас. Ведь все мы приходим в мир совершенными, но с каждым днем, с каждым шагом и поступком – теряем это первозданное совершенство. И в то же время – вот парадокс! – постепенно возвращаемся к нему. Впрочем, в единственном случае – через любовь.

Вероятно, именно об этом графические листы осинской художницы Любови Бертаковой. Равно как и ее живопись – в которой слышится живо-писание: о мире и судьбе, о времени и о нас внутри него находящихся, себя в это время встраивающих и свои собственные настройки приводящие в соответствие. Так крутили раньше колесико старого радиоприемника – чтобы настроиться на волну, которая вдруг отчетливо проступает через шипение и треск помех. Помехи есть всегда, но если настойчиво крутить это колесико…

Одна из выставок осинской художницы так и называлась «Колесо времени». Образ-символ, позволяющий вписать себя в единое пространство жизни. Ведь ничего сложного: колесо крутится – повозка едет. Повозка едет – человек перемещается в пространстве. Ничего нового, ничего необычного. Закон жизни и есть – перемещение: из одного состояния в другое, из одного места в другое, из одного положения в другое. И самая суть этого движения – и есть жизнь.

Любовь Бертакова родилась в Осе, после школы там же работала медсестрой в больнице. Потом оказалась в Иркутске, устроилась на радиозавод и поступила учиться. Нет, не технической специальности – решила стать художником. В 1978 году она окончила Иркутское художественное училище, после чего работала художником-оформителем в Улан-Удэ и в Якутске. Но родина тянула к себе – и с 1986 года Любовь Бертакова стала преподавать в детской художественной школе родной Осы. Потом были победы, и серьезные: художница стала дипломантом Всероссийского выставочного центра (г.Москва). А еще через некоторое время Любовь Архиповна была  награждена премией за проект герба и флага Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Но что же ее картины, ее творчество, в котором она выражает свой взгляд на жизнь? И отсюда – главное: какой он – этот взгляд? И почему столь притягательны, столь приятны глазу ее работы, которые, вроде бы, не выглядят сложными, но только приглядись, всмотрись - и начнут открываться они: слой за слоем, уровень за уровнем, смысл за смыслом. Конечно, это свойство любой живописи с ярлычком «настоящая», но картины Бертаковой лучше назвать подлинными. В этом слове – та необходимая протяжность, в которой длина дорог увязана с длительностью времени, которое неспешным колесом, катится по нашей жизни. Под просторным осинским небом, которое дает художнице смыслов, как родная земля дает ей своих сил.

Много лет она работает с детьми – учит их прекрасному умению рисовать. И сама любит рисовать их – маленьких ребятишек и угловатых подростков, потому что они – искренние, не придуманные, живые, еще не позабывшие и не растерявшие того природного дара человечности, который дан изначально каждому человеку. Также как и старики – к ним, мудрым и древним, этот дар вернулся снова. А Любовь Бертакова увидела это – и передала в своих работах.

Будь то мягкая теплая живопись или пластичная неторопливая графика, а ведь есть еще и байкальская галька – гладкие камешки, каждый со своей историей, со своим образом, - главное, что бросается в глаза зрителю – гармония внутреннего и внешнего, единство формы и содержания и абсолютное соответствие имени художницы ее работам.

Все верно. По-русски грамотно будет так: графика Любови Бертаковой. Но если ее великолепное в своей многозначности имя мы сократим на единственную буковку, то получим самую суть ее картин. Потому что графика Любви – это и есть смысл, который давно открылся художнице и который она методично переносит на холсты и бумагу. Любовь к родному краю, любовь к роду, любовь к простору, к бескрайнему небу и бескрайнему небу на земле (ведь именно так называют степь), глубинное понимание своей причастности этому миру, этому времени, встроенность в его движение – все это и есть в работах Любови Бертаковой. В ее графике.

В графике Любви.

Журнал "В хорошем вкусе", зима 2014

Tags: Журнал, Пахота
Subscribe

  • Метель

    Позвонил старший: выехали сегодня с острова на маршрутке - и у Сахюрты встали: МЧС дальше не пускает, ветер 35 метров, дорогу замело. Говорят, где-то…

  • Д/з по лит-ре

    Сегодня читали с младшим Облако в штанах. Удивительная метаморфоза произошла с окончанием школы. Со всеми своими тремя отпрысками, пока школа была…

  • Минута славы

    Сегодня случайно подслушала разговор младшего. Он пришел с очередной медкомиссии, сел ужинать перед компьютером и не закрыл дверь. "У моей мамы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments