Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Жил-был Жилин

Жилин – художник с бородой.Это в известном высказывании философа борода не делает, а художника вполне. Потому что в художнике, помимо умения владеть кистью и мастихином,  должно быть некое таинственное обаяние. Не бунюэлевское, скромное и буржуазное, а похожее на сибирские домики, затерянные в снегах – и чтобы обязательно из низеньких труб шел веселый дымок.
А в таком пейзаже – как без бороды?.. То-то и оно – и Сергей Жилин, мягко улыбается в свою узнаваемую бороду. Хотя изначально, по рождению и настроению, он – человек южный: родился в Краснодарском крае. Что не помешало ему, через Тюмень и Омск, где постигал азы художественного творчества, стать настоящим сибиряком – одним из ярких представителей иркутской живописной школы.
Впрочем, иркутская история Жилина началась с работы художником-модельером Иркутского Дома моделей. Было это в начале 80-х, и теперь о том вспоминается, разве что как о факте в трудовой книжке. Потому что важнее было то, что живопись уже тогда начала захватывать, выхватывать его из череды буден.
Тем не менее, не из того ли прошлого стойкая и строгая приверженность художника к женским образам? Ведь и название у одного из его самых известных циклов соответствующее - «Модель в интерьере».
Некоторые модели комфортно расположились в интерьерах и залах галереи DiAS, откуда рассматривают посетителей. Собственно, это и есть одно из свойств и примет настоящего искусства: когда картина словно сама наблюдает за внешним миром. И дело не в фокусировке взгляда, не в расположении предметов, не в уровне внешнего освещения и внутреннего свечения. Дело в чем-то иррациональном, алогичном, над-реальным и, отчасти, потустороннем.
Что есть по ту сторону холста? – над этим размышляем мы. Что есть по ту сторону холста? – об этом размышляют модели Жилина.
И всей разницы - в небольшой смене акцента. А в случае с изобразительным искусством, вероятно, есть смысл сменить акцент на оттенок – тоньше, вернее, живописнее.
Оттенки жилинских работ и создают этот эффект обратного присутствия: когда не мы попадаем в зазеркальный мир картины, но она сама из своей потусторонности наблюдает. Но при этом попасть в наш мир – вовсе не стремится. И верно. Чего они, герои жилинских картин, в нашем мире не видели?
А чего не видели мы? – вот вопрос более серьезный.
И в попытках ответа, в его поисках, можно сделать некие открытия. Не того, что хотел сказать художник, а того, что мы услышали: учуяли через образ, через метафору, через идею, воплощенную в цвете. Жилин словно бы выстраивает мост, по которому можно перейти с берега на берег, от впечатления к восприятию. Он называет его бесхитростно – мост искусств. И делает его ярким и… осенним. Мозаичность осени, которая складывается из отдельных листьев – желтых и опавших, устилающих землю. Их яркий цвет постепенно становится потускневшим. Приобретает те же оттенки, что благородное постаревшее золото. И чем оно благороднее, тем выше его ценность. И даже буквально – драгоценность.
Именно такой цвет берет Жилин, чтобы показать этот переход, этот мост, этот путь. Из края в край. От одного образа к другому. От этой темы к той. И вполне возможно, из ниоткуда в никуда. Тут уж каждый выбирает назначение пути самостоятельно. Ориентируясь на свои собственные силы.
Ориентир Сергея Жилина – это поиск. И часто даже не ответов, а вопросов. Ведь именно вопрос дает нам импульс к тому, чтобы действовать. Чтобы бороться. Чтобы искать. И чтобы найти, конечно, тоже. А что найти (и что найдем) – это следующий уровень. И немного смысла рассуждать: а каждому ли по силам на этот новый уровень подняться? Задача художника лишь показать, что мост – есть.  А уж мы, вглядываясь в его мозаичную сущность, в его благородные формы, может, и разглядим под тем осенним мостом – Лету, на одном берегу которой будет прошлое, а на другом – будущее.
А настоящее – это и есть мост. По версии Сергея Жилина – это мост искусств. А потому искусство – не просто принадлежит настоящему и его символизирует. Оно еще и предлагает: заглянуть за горизонт, по ту сторону света, вглядеться в сумрак и обнаружить, что на самом деле мы вглядываемся в самих себя.
Как жилинские картины вглядываются в нас. И пока они на нас смотрят, можно попробовать  жить и быть. Как живет и бывает внутри своего искусства иркутский художник Сергей Жилин. Он пришел в этот мир по своему мосту, пряча улыбку в своей бороде, раскрашивая белую снежную Сибирь разноцветным. Достойная задача для художника.

Журнал "В хорошем вкусе", декабрь 2013
Tags: Пахота
Subscribe

  • Поколение дворников и сторожей

    Вчера вечером я уже на последнем издыхании просто завершала разбор внешнего плана своих культурологических сугробов: то есть мне осталось навести…

  • ... с дырочкой в правом боку

    Когда ощущаешь себя в пространстве жизни так себе, работа — спасение. Ничего не хочется делать, не можется даже, но есть работа, которую ты должен…

  • Попросила у бога сумасшедшая Настя

    Сижу и слушаю и слушаю и слушаю эту песню. Автор — Игорь Жук. Текст недлинный: «Попросила у Бога сумасшедшая Настя на копеечку счастья.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments