Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Чистый мир на Джамбори

Чистый мир - это Большая экологическая игра школьников Иркутской области, финалисты которой приехали на Второе Национальное Джамбори на Байкале.
Джамбори - это большой скаутский слет.
Редактировать совершенно некогда - пишу, практически, из горящего танка. Ложимся спать - как обычно в скаутских лагерях для руководителей. А встаем - к 8-ми утра уже надо быть на ногах. Детей на мне 32 человека - из Кутулика, Бурети и Усть-Кута. Выкладываю сюда свои фондовские отчеты.

День 1. 28 июля
По итогам работы экспертной комиссии решено было отправить на Джамбори три команды-финалистки игры Чистый мир. Это команды – «Подснежники» (Буреть, Усольский район, 11 человек, руководитель Сизых Галина Петровна), «Муравей» (Кутулик, Аларский район, 9 человек, руководитель Ковшарова Татьяна Юрьевна), «Планета Грин» (Усть-Кут, 11 человек, руководитель Зиновьева Галина Алексеевна).
Команды «Подснежник» и «Муравей» добирались до Большого Голоустного, где и проводится Джамбори, вместе с основной колонной – от Дворца спорта Труд в Иркутске, куда они добирались самостоятельно. Для этого команде из Кутулика пришлось встать в 4 утра, чтобы успеть добраться до первой Черемховской электрички. Команда из Бурети приехала в Иркутск прямо на школьном автобусе – были очень благодарны фонду Тена, что им так оперативно оплатили бензин!
Команда из Усть-Кута прибывала на усть-илимском поезде в 11.30, поэтому Вера заказала для них персональный комфортабельный автобус. В автобусе был кондиционер, что было не просто чудом, а незаменимым дополнением, потому что большая часть дороги до Голоустного проходит по гравийной дороге в пыли и окна открыть просто невозможно. Кроме того, автобус был очень комфортный, и водитель специально провез детей (а половина усть-кутский ребят впервые была в Иркутске) через центр города. Надо было видеть, с каким непередаваемым восторгом они рассматривали и памятник Александру, и скульптуру Бабра, и просто с огромным удовольствием глазели по сторонам.
Поскольку я ехала с усть-кутской командой , встретив ее на вокзале, я разговаривала с двумя руководителями, которые и привезли детей. Они говорили о том, как работали весь этот год, как дети абсолютно всерьез и с большим энтузиазмом воспринимали все задания этапов, с каким огромным желанием их выполняли. Более того, руководители сообщили, что понимая, что в тройку лидеров команде уже не выбиться, предложили ребятам свернуть работу, на что дети ответили категорическим отказом и решили доиграть до конца. Теперь представьте себе, какой был триумф и праздник, когда команда все же победила!
Детки по первому впечатлению очень приятные. Неизбалованные. С большим желанием работать, выполнять любые задания. Хотим играть и дальше – их слова.
За три часа мы добрались до Голоустного – к тому времени на Джамборийской поляне было уже порядка трехсот человек. Всего же в Джамбори примет участие 1200 скаутов со всей России (кроме скаутских отрядов со всей Иркутской области, прибывают отряды из Красноярского края, Читинской области, Бурятии, Хабаровского края, Комсомольска-на-Амуре, Воронежа, Москвы и Подмосковья, Питербурга, Омска, Томска и др., а также скауты из Великобритании, Испании, Германии, Норвегии и Казахстана.
И ребята и руководители просто не ожидали на мероприятие какого уровня они попадут. Сказать, что они были приятно удивлены – ничего не сказать.
Пока организация всего процесса не вызывает нареканий. Нас сразу поселили на две соседние стоянки – несколько больших восьмиместных палаток + одна маленькая + одну палатку я привезла с собой. Поэтому удалось всех поселить вместе. Буреть расположилась на стоянке 33, а Усть-Кут и Кутулик – на соседней 34-й. Сразу же получили коврики, кому надо спальники, костровое оборудование. Как только мы приехали, нас сразу накормили обедом, после чего я договорилась, чтобы для усть-кутских детей, которые добирались в Иркутск сутки на поезде, был организован душ. Теплый душ – отличное дополнение к палаточному лагерю.
После обеда, когда все разместились, была проведена первая планерка для руководителей. Все познакомились друг с другом, можно было задать технические вопросы. Программа начнется послезавтра. Завтра (29 июля) день открытия Джамбори. Завтра приезжают остальные отряды, а уже вечером будет грандиозный парад. Наши дети пойдут поотрядно, каждый со своей группой, их будут представлять и рассказывать о них. Для того, чтобы рассказ получился максимально полным и интересным, я предоставила организаторам парада все необходимые материалы и фотографии, рассказала об игре Чистый мир в целом и о каждой команде в частности. Отдельно и особо отметила, что эта игра – проект Благотворительного фонда Тена.
Сегодня вечером я собираю всех детей и руководителей у большого костра. Первым делом буду рассказывать куда они приехали - историю скаутинга, информацию о том, что это за Джамбори и в чем его особенность. Расскажу о том чем и как им предстоит заниматься, настрою на игру в финале (которая пройдет 1 августа), а также расскажу вообще о проекте Чистый мир и о фонде Тена. Люди удивлены, что вот так им БЕСПЛАТНО предоставили такую потрясающую возможность, и я расскажу им за счет чего и как это было возможно.
Завтра планирую сводить их в поход на Байкал (около 3 км в один конец), после обеда мы с ними будем готовиться к открытию, а потом принимать в нем участие.
Дети получили блестящую возможность не просто отдохнуть на Байкале и получить призы – они явно расширяют границы своего мира. Ведь главное, что происходит на таких обширных слетах – это общение, возможность подружиться с самыми разными ребятами со всей страны, а в нашем случае еще и из заграницы.
Сейчас уже десятый час вечера. Скоро будем зажигать костер и я буду рассказывать и отвечать на вопросы. Как пройдет сегодняшняя встреча – напишу завтра.
Пока все счастливы и довольны. Если нам повезет с погодой – то все будет просто отлично! Игра придумана и готова полностью, играть начинаем с 30 июля и будем играть три дня. Постепенно буду рассказывать, как и что происходит.
Спасибо!!!! Дежурных слов писать нет никакой возможности, но каким более верным словом передать восторг детей и взрослых – я пока не знаю.
До завтра

День 2. 29 июля
Для начала два слова как прошла вечерняя встреча (обещала рассказать). В начале одиннадцатого, когда начало темнеть, кутуликские парни сделали хороший костер, накипятили чаю и мы сели разговаривать. Точнее так получилось, что разговаривала поначалу больше я, потому что ребята еще приглядывались друг к другу. Только-только начали знакомиться. Дети наши не всегда это умеют. Но ведь для того такие лагеря и делаются. (Забегая вперед: наутро уже все перемешались и были одной общей группой, что тоже страшно хорошо – на лицо еще один дополнительный эффект. Усольские ребята помладше немного, но и они вписались в коллектив! По-крайней мере, мой сын Глеб с ними пропадает везде…)
Первый вечер я рассказывала куда они попали. Поднобно рассказала кто такие скауты и что такое Джамбори. Потом о нашем Чистом мире – всех поблагодарила за игру, рассказала, как работали эксперты, и вообще информацию о конкурсе. И наконец, про фонд Тена, который все это организовал. Потом я закинула первую информацию о нашем движении (но не сильно и не много, чтобы не перегружать – и так было много вопросов и говорили почти до двенадцати).
Рано утром в 7.30 все уже встали. В 8.15 была зарядка. Зарядки в скаутских лагерях проводятся очень здорово – инструктора танцуют и показывают танцевальные движения, а дети – повторяют. Усть-кутские мне потом рассказывали, что зарядка им страшно понравилась, они даже не ожидали, что может быть такая здоровская зарядка!
В 9.00 был завтрак (кормят очень пристойно, детей спрашивала: довольны, руководители тоже). Потом кутуликский отряд сходи на медосмотр (традиционно: проверяют на педикулез). И в 10 утра мы выдвинулись большим походом на Байкал. Поскольку дети у нас не скауты и не будут участвовать во всей программе, нам можно было опустить некоторые моменты (например, украшение стоянки – это традиционное скаутское мероприятие, к которому дети наши, конечно, не были готовы – в силу отсутствия скаутского опыта и навыков. Поэтому мы сегодня решили идти в поход.
Поход – через Большое Голоустное на Байкал. Я немного рассказала про историю села, чтобы ребята понимали, куда они приехали. Мы прошли через село до Байкала (расстояние от лагеря - 3 км), дошли до церкви. Затем часть детей (Буреть и Кутулик) со своими руководителями остались на берегу: собирали камни и бродили в Байкале, а усть-кутские ребята (они туристы), захотели пройти дальше. В итоге я сводила их в Семениху – это еще около 4 км вдоль берега Байкала. Потом на обратном пути зашли в магазин (а как же!) – купили печенья и конфет на вечер. Вернулись в лагерь как раз к обеду.
Когда мы вернулись, лагерь уже заехал. Огромное количество народу (1200 человек). Хорошо, что мы заехали раньше – мы и расселились удачно, и без очереди все получили. Конечно, наши дети сразу побежали поглазеть на английскую делегацию (они всегда очень эффектно украшают свою стоянку – привозят британские флаги и баннеры). Думаю, они еще познакомятся, конечно.
Сейчас планерка. Решали все оргвопросы. Скаут-лидеров – более 150 человек (визуально так и все двести). Готовимся к параду.
Парад был грандиозный. В итоге оказалось, что общее количество участников 1400 человек. Все еле вместились на поляну. Воронеж, Казань, Томск, Владивосток – огромное количество делегаций. Наши дети шли в колонне Иркутской области, которая была выстроена в шестерки по районам, поэтому первым шел Кутулик, за ним Буреть, потом Усть-Кут. Открытие Джамбори всегда событие грандиозное – колонны идут с флагами, в скаутской форме, которая сама по себе очень эффектна. Идет по традиционному сценарию: сначала все выстраиваются в колонну, пока идут – перечисляют все регионы участники, потом выстраиваются в каре, начальник лагеря открывает Джамбори, приветствует участников. Потом объявляется подъем флагов – российского, Иркутской области, флаги иностранных делегаций и регионов, а также флаг российской скаутской организации (РАН-С), флаг областной организации «Байкальский скаут» и флаг Джамбори. Подъем флагов очень торжественный момент: скауты отдают скаутский салют – очень такое серьезное и строгое проявление патриотизма.
Потом все рассаживаются. Все наши дети сидели на трибунах и это было отлично. Потому что кому места не досталось сидели просто на поляне на стульях (из задних рядов, конечно, видно было хуже). Я сделала несколько любительских фотографий. Но Игорь – усть-кутский оператор, - снимал все (даст фотографии). Потом был концерт – отличный динамичный шумный. Пели русские песни (приезжал коллектив Узорочье), были барабанщики из Этнобита, выступали детские танцевальные коллективы из делегаций. Потом пела настоящая рок-группа «Мать-и-мачеха», после нее были грандиозные танцы прямо на сцене и площадке – дети все перемешались водили хоровод, танцевали – под команды инструкторов. Очень динамичное яркое зрелище. И само собой, салют.
И уже до отбоя (в полночь) была дискотека.
Наши все довольны – не ожидали, что такое грандиозное событие. Не просто российского, а международного уровня.

День 3. 30 июля

Началась программа. А заодно и ожидаемые мною разговоры. Руководители из Усть-Кута рассказывают: дети уже интересовались – а никак нельзя сделать, чтобы остаться на подольше, и если совсем повезет, то и до конца лагеря… Всем нравится, стараются ничего не пропустить участвовать везде и много. Начались скаутские специальности. Наши ребята были на Специальности «Богатырская силушка» - небольшая краеведческая обучающая программа: учили разным древнерусским видам борьбы, метать топоры и копья, носить воду коромыслом и мн. другое. Эта программа была до обеда. После обеда я водила подлагерь (наши дети + другие группы числом около 200 человек) в дальний поход на прижим (5 км влево от Голоустного, где охраняемая стоянка древнего человека, болота и потрясающе теплая вода). Как только дошли до берега – дети ссыпались в Байкал и уже оттуда не вылазили. В таких походах дети хорошо сближаются, и взрослые тоже. Познакомилась с биологом из Тайшетского района – Мария, привезла на Джамбори скаутский отряд. Рассказала ей о движении Чистый мир – говорит, идея очень хорошая, хочет включиться в работу!
Вечером после ужина часть наших детей (отряд из Бурети) ходили по графику в душ. Руководитель буретской команды рассказывала, как вся школа следила за ходом игры, и когда ребята выбились постепенно в лидеры, уже вся школа им помогала, а уж когда объявили как победителей – радость была на всю деревню! В этом нет преувеличения – дети были самыми настоящими героями! Горды страшно, а уж как они довольны сейчас… Галина Петровна выражала благодарность организаторам – говорит, на редкость сбалансированная программа, очень интересная, динамичная, дети с нетерпением ждали заданий очередного этапа (ближе к концу игры – уже всей школой). О том же говорила и руководитель из Кутулика Татьяна Юрьевна – что дети страшно переживали, когда задание задерживалось. Выполняли сразу с жаром и энтузиазмом.
Вечерняя программа была вечером знакомств, ее проводили на сцене инструкторы. Игры, песни, совместные задания. Каждый вечер – костер. Ребята из Усть-Кута и Кутулика живут на одной стоянке и сдружились между собой. Ребята из Бурети стоят на соседней стоянке, они немного младше, зато они везде стараются участвовать в дополнительной программе – уже ходили с инструктором в деревню катались на лошадях, много купаются в реке – ребята деревенские закаленные, вода в Голоустной им кажется теплой (она и на самом деле  - теплее обычного).
Вечерний костер – хороший повод для общения. У меня пока не выходит посидеть с ребятами подольше – мы же планируем и расписываем вечерами следующий день. Участников очень много, и чтобы потоки не пересекались, это требует усилий и значительной координации процесса, чем традиционно руководители программы занимаются по вечерам.
Tags: Благотвор

• Лето

Я так люблю лето, летят самолеты... Какое все же это фантастически-прекрасное время года в моей персональной вселенной. И надо же такому случиться,…

• Звук света

Памяти художника Александра Самарина (текст написан весной 2009 года по заказу галереи Палитра и лично Лины Ермонтович) Солнце, оно обычно -…

• Выгрузка содержимого (в двух частях). Продолжение следует

Так вот про чудеса и забавности. Для начала я хотела написать (а заодно, возможно, попросить у почтеннейшей публики возможного содействия - потому…