Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Данила Меньшиков: Прогулки с воронами

Ежели вдруг по делам или так погулять вы окажетесь на персональном сайте известного новосибирского художника Данилы Меньшикова, то вы увидите, что по нему (по сайту) гуляет туда-сюда ворона задумчивого вида. Гуляет она, как и положено, заложив крылья за спину. Время от времени пытается, чуть припархивая, взлететь, но потом бросает эти нелепые попытки и продолжает свои прогулки – уже по самому Даниле.
Почему-то кажется, что когда Данила работает, на его плече сидит та самая ворона и, прищурив один глаз, другим - по птичьи пристально рассматривает рождающуюся картину. Время от времени эта ворона переходит к Даниле на другое плечо, чтобы посмотреть на рождающуюся картину с новой точки зрения.
Может быть, даже Данила говорит ей время от времени: сиди смирно, работать мешаешь.
Этого мы не знаем, ибо рождение произведения искусства есть таинство. И кто какими приемами ведает и с какими собственными воронами разговаривает, то уже личное дело художника. Ровно до тех пор, пока картина не родилась. А когда родилась – все. Она уже художнику принадлежит постольку поскольку, ибо отныне входит в единое поле, которое и принято называть Искусством.
Про Меньшикова известно следующее: Данила – русский сибирский художник, который работает в различных жанрах и техниках:  живопись, графика, офорт, акварель, гуашь, темпера, акрил, а также смешанная и авторская техника. Начинал Меньшиков как книжный график – иллюстрировал детские книжки в Новосибирском книжном издательстве. Известность ему принес цикл офортов на сюжеты Ветхого Завета, принимавший участие в нескольких крупных выставках. Сегодня его картины находятся, как и положено, в самых разных российских и зарубежных галереях и художественных салонах. С некоторых пор их можно посмотреть и в Иркутске – в художественной галерее DiAS.
Меньшиков много и разнообразно работает, выставляется, пользуется неизменным успехом (и спросом – что немаловажно) у ценителей хорошего добротного сочного искусства не без некой хитрой заковыринки. Вот ровно такой, как прищуренный вороний глаз, посматривающий на работающего художника из-за правого плеча.
Или из-за левого – в зависимости от ракурса, который естественным образом меняется при переходе от женского портрета к городскому пейзажу и обратно. И потом: так провести линию, чтобы ни убавить, ни прибавить – это все же талант.
Как у него получается то, что получается, Меньшиков, как и многие другие художники, сказать не может. Но честно над этим вопросом размышляет. Самостоятельно.
«Давно пытаюсь понять, что же такое современное искусство. В том виде, в котором его нынче пытаются нам преподнести. Казалось бы, прямая обязанность искусствоведов отвечать на этот вопрос, но все, к кому я обращался, как-то успешно от ответа увиливали.
Опять всё приходится самому делать.
Прежде всего – что такое искусство? На мой взгляд – это в первую очередь высокое ремесло. Когда человек умеет что-либо делать классно, и способен наполнить своё творение духовным содержанием, энергией, чем-то тем неуловимым, чему и названия-то нет, тогда и получается произведение искусства…»
При этом, как профессионал, Данила Меньшиков отделяет не только зерна от плевел, но и творчество от искусства:
«Творчество - для меня тоже понятие какое-то чистое.  Но я готов называть нынешние явления «выставками современного творчества», а искусство – это всё-таки что-то другое…»
А что именно – не говорит.
Может, конечно, скрывает секрет, а может просто не употребляет слова. Ибо в его картинах – все ответы на лице. Точнее сказать – на холсте или на бумаге. Особенно та тех листах, которые в каталогах помечают словосочетанием «авторская техника».
Появилась она так:
«Техника, которую я назвал авторской, родилась из занятий цветным офортом.
Всегда с сожалением смывая с камня удивительное цветовое пространство, которое получалось в результате раскатывания резиновым валом типографской краски при печати офортов, я попробовал делать это не на камне, а непосредственно на листе картона. Результатом явилась выставка в Новосибирской картинной галерее, яркая и праздничная.
С тех пор я периодически возвращаюсь к этому волшебному занятию, и получаю, кроме огромного удовольствия, серии совершенно неожиданных листов…»
Меньшиков не просто неожиданный. Он яркий, запоминающийся и с той самой заковыристой хитринкой, которая птичьим прищуром присутствует на его картинах.
Желающие могут убедиться, так это или не так, самостоятельно. Для того, собственно, художник картины и пишет: чтобы мы в чем-то таком убеждались или разубеждались, на них глядя.
Это и есть – искусство.
Журнал "В хорошем вкусе", июнь 2013 г
Tags: Журнал, Пахота
Subscribe

  • Звук света

    Памяти художника Александра Самарина (текст написан весной 2009 года по заказу галереи Палитра и лично Лины Ермонтович) Солнце, оно обычно -…

  • Выгрузка содержимого (в двух частях). Продолжение следует

    Так вот про чудеса и забавности. Для начала я хотела написать (а заодно, возможно, попросить у почтеннейшей публики возможного содействия - потому…

  • Как я снова немного побыла газетчиком

    ... и ведь целых три полосы мне отдали, и никто и слова не сказал: дескать, это непозволительно много, никто такое читать не станет, сократи до 5 тыс…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments