Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Categories:

Токарева

20 ноября 1937 года родилась Виктория Токарева.
Виктория Токарева - это практически "наше всё" в женской литературе советского и начала постсовестского периодов. Ну, какие имена можно назвать еще? Барто? Слишком детская. Пертрушевская с Улицкой? Эти уже чуть позже, на полшага позади. Ведь Токарева сверкнула еще в 1964 году со своим "Днем без вранья" и с тех пор продолжала и продолжает с завидным постоянством поблескивать антрацитным блеском на фоне всей прочей литературной поверхности. Именно антрацитным, а не бриллиантовым - потому что никаких драгоценностей и редкостей у Токаревой не найдешь. И никакого особенного героя она не выводит. И каких-то особо показных трагедий в ее повестях герои не испытывают. Так в чем же дело?
Немецкий критик Х. Шлаффер (а книги Токаревой издаются по всему миру) написал о ней так: «Истории Токаревой так же одинаковы, прозаичны и однотонны, как сама жизнь, если воспринимать ее как повседневность, и так же увлекательны, как повседневность, если хочешь узнать ее строй, ее основу».
Мне Токарева запомнилась одним очень важным образом. Я не помню, в какой повести его обнаружила, в каком контексте это прозвучало, просто образ настолько самостоятельный, что его можно рассматривать без привязки к внешнему антуражу и сопутствующим деталям. Кто-то кому-то говорит: «Мы просто с тобой не совпадаем по фазе».
Уже много лет я наблюдаю, что мы с мужем не совпадаем по фазе. Мое романтическое настроение обычно приходится на его период брюзжания, его восторженные виды, как правило, наталкиваются на мою свинцовую суровость. Что не мешает нам жить вместе уже третий десяток. Потому что несовпадения по фазе вовсе не означают невозможность совместной жизни.
Они, эти самые несовпадения, и есть повседневность.

 
Tags: Нива
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments