Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Глубокомысленность улитки.

 

"Улитка ползет по крыльцу.

Это все, что ей нужно.

Прошло два часа..."

(Унсэ.)

 

... Два часа мы беседовали с Натальей Любавиной. Обо всем на свете. Теперь я возвращаюсь домой - с той, почти улиточной, неспешностью, которая и дает возможность посмотреть на вечереющий город.

Он скрыт в дымке сумеречных полутонов, которые порождают причудливые силуэты - зданий, людей, улиц. Игра рассеянного света фонарей и косые тени прохожих, которые то удлиняются, то становятся совсем короткими. "Вы замечали, что самое красивое в горах - это светотени? - спросила меня Наташа.

Светотени, припудренные полутона, легкая дымка, вуаль, скрывающая тайну, загадочность бытия... Чтобы заметить их, уловить их суть и смысл, надо просто не торопиться, не спешить.

Неспешность - вообще неплохая штука. Еще, кстати, Андрей Синявский в свое время говаривал: "Хорошо, когда опаздываешь, чуточку замедлить шаг". Подобный жизненный принцип вполне подходит и к НатальеЛюбавиной - она не выносит спешки и суеты, и как сама говорит, при всей своей импульсивности редко совершает спонтанные поступки.

"Единство и борьба противоположностей" вообще легко уживаются в творческом человеке, однако столь же легко могут увести в мир абстрактных фантазий. И чем дальше, тем сложнее и запутанне становятся абстракции. Однако, как показывает время, подлинным смыслом обладают лишь вечные понятия, которые из-за частого употребления поистрепались и превратились в банальности. Тут уж ничего не поделаешь: слова, они одни на всех. Но - кто-то видит зеленый, а кто-то голубой там, где творческий человек видит бирюзовый. Это не потому, что сколько людей - столько мнений. А потому, что творчество дает возможность видеть мир более ярко и выпукло. И тогда даже затертые слова звучат совсем не банально.

"Счастье заключается в том, ЧТО ты делаешь в этой жизни, не противореча самому себе, не переступая через свое "я", - говорит Наталья.

Пуговки.

У каждого творческого человека есть какаю-нибудь "фишка". У Натальи Любавиной вместо фишки - пуговица.

Пуговицы Наташа очень любит. У нее есть старинные, еще бабушкины, по одной-две штуки. Это самые настоящие раритеты. Они никогда не пойдут в дело, потому что являются частью личной истории. В отличие от других - не менее старинных и раритетных, но - чужих.

- Как-то раз к нам пришла женщина с предложением купить старинные пуговицы. И мы у нее в шкатулке нашли просто пуговичные шедевры. Например, старые чешские пуговицы фирмы. Они - стеклянные. В стекло добавляют специальный состав, что делает пуговицу необычайно красивой. Но если ее уронить, она разобьется. Конечно, мы приобрели эти пуговицы и они у нас ушли с коллекцией. Потому что для нас это просто винтаж - старая вещь без важной для нас истории.

Что такое пуговица? Всего лишь фурнитура, мелкая деталь, но было время, когда эту "фурнитуру" - днем с огнем не достать. И тогда модельер Любавина покупала... клипсы и обработанные камни - кабошоны, приклеивала к ним "ножку" и так выходила из положения. Это было ново и необычно.

- Для первой коллекции, показанной в Иркутске, я специально заказывала каменные пуговицы из нефрита, чароита, лазурита у ювелиров-камнерезов. Это было девять лет назад, и в том числе, и оригинальность пуговиц вызвала интерес у критиков. Об этом написала пресса. И где-то через полгода ко мне пришел некий народный умелец, выложил передо мной образцы каменных пуговиц и говорит: "что ж вы отстаете? уже все лучшие модельеры пользуются такими пуговицами!" И я перестала их использовать.

- Вам важно не быть как все?

- Важно. Я люблю индивидуальные вещи. Люблю делать вещь ДЛЯ конкретного человека, чтобы она защищала его, являлась оберегом и талисманом.

- Пальто-талисман? Это возможно?

- Не просто возможно, а для нас является главной задачей, которую мы перед собой ставим.

Не быстрая одежда.

Представьте себе... фаст-фуд. О неполезности этой "быстрой еды" сказано уже немало. Наталья Любавина считает, что подобное явление есть и в производстве одежды. "Быстрая одежда" идет потоком, сходит с конвейера десятками тысяч копий, которые не просто неиндивидуальны. В них нет души.

Одушевлять вещи и, тем более, свои творения вообще свойственно художникам. Тем не менее Наталья Любавина не просто говорит со знанием дела о душе своих вещей. Она их делает с полным осознанием того, как единственно нужно сделать.

- Мы создаем вещь и накладываем на нее свою программу. Это обязательно должен быть уют, комфорт и добро. Потому очень важен наш собственный душевный настрой. Если мастер делает красивую вещь, но при этом - и настроение не то, и какая-то дисгармония, то вещь никогда не станет оберегом. Поэтому для начала надо создать комфортные условия вокруг себя, чтобы было уютно и мне, и девочкам. Мне удалось собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Это безумно сложно, тем более в творческой работе. К тому же настоящих профессионалов, которые могут не просто великолепно владеть техникой кроя и шитья, но и умеют полюбить клиента - их можно по пальцам пересчитать. Уметь соприкоснуться с душой человека, для которого шьешь, - вот, что важно. Если такой контакт есть, то вещь обязательно получится и станет оберегом и талисманом, будет защищать человека. Если нет - ты, конечно, сможешь угодить, но никогда не сделаешь так, как надо.

- А как - надо?

- Об этом словами не расскажешь. Мы просто видим - и все. И до тех пор пока мы - я и мои девочки, - этого не увидим, мы клиента не отпустим. Ведь бывает так: идет дама отдельно, а ее гардероб - отдельно. А сегодня многие так одеваются. В таких случаях обычно говорят: "эта вещь вам не идет". А она и на самом деле - не идет. Вместе с человеком. Идет сама по себе. Я такого не люблю. Потому мы и работаем с клиентом до тех пор, пока вещь с ним не сольется не станет единым целым. И тогда ему скажут: "как ты красиво выглядишь", а не - "какая вещь на тебе красивая".

"Как ты красиво выглядишь!" - значит, задача решена. Вещь, которая слилась с тобой, стала твоим вторым "я"- не есть ли мечта любого человека, стремящегося к внутреннему комфорту, который плавно проистекает из комфорта внешних вещей и положений? Еще мудрый Антон Павлович говорил про то, что "в человеке должно быть все прекрасно..." и далее по всем знакомому списку. Но - убери одну-единственную деталь, и хрупкие построения гармонии разрушатся карточным домиком.

- Наташа, а в вашем понимании гармония - это что?

- Когда вы созерцаете что-то и вас - не раздражает. Не важно что - игра ребенка в песочнице, восход солнца, цветовая палитра - все это воспринимается вашим внутренним "я" без раздражения.

- Когда занимаешься творчеством, сложно достичь гармонии?

- Да. Потому что ты все время в поиске, в движении, приходится принимать какие-то решения, преодолевать трудности самого разного порядка. А иногда - просто необходимо не торопиться. И конфликт здесь неизбежен. Но он же и является двигателем твоего личного проогресса. Так человек растет.

Королева кошек.

Выросла ли сама Наталья Любавина - тот еще вопрос. На него нет однозначного ответа, хотя бы по причине изначальной многозначности (и многозначительности!) самого слова "рост".

Наталья Любавина давно уже выросла в "N. Lubavina", когда имя становится знаком - качества, признания, успеха. Но с другой стороны, необходимость соответствовать брэнду является для нее лишь принятием сложившихся правил игры и совершенно не влияет на ее самодостаточность. Гораздо важнее для нее то, что она на знает, КАК надо сделать и делает именно ТАК, что и определяет ей место в ряду художников, которые верят, что красота спасет мир.

А иногда она совершенно по-детски умеет радоваться милым пустякам. "Однажды перед Новым годом муж купил музыкального Деда Мороза, а подруга из Америки привезла мне Снеговика, играющего на фортепиано. Я смотрела на них - просто со слезами на глазах. Такое умиротворение и спокойствие: за окном ночь, тихо падает снег, а дома - эти милые игрушки негромко наигрывают простенькие мелодии. И можно смотреть на них бесконечно, погружаясь в тепло и уют."

Кстати, больше, чем праздники, Наталья любит их кануны. Момент подготовки, возможность придумать и реализовать какую-нибудь очередную идею - в этом она видит совершенно особенное удовольствие, которое гораздо важнее, чем собственно праздник. Как и всех художников ее больше привлекает процесс и возможность самовыражения. Что особенно свойственно тем, кто любят "гулять сами по себе".

- Я думаю, что я похожа на кошку. Как-то мне сестра подарила украшение: медальон - белая и черная кошки. И к нему серьги - белая кошка и черная кошка. Очень оригинальная вещь. А у нас на крыльце студии одно время всегда сидели две кошки - как раз белая и черная. Белая - пушистая красавица, - сидела наверху, а черная - всегда внизу, у ступенек. Мне кажется, они нас оберегали. И вот однажды, стоя на этом крыльце, я разговаривала по телефону, а мимо проходил мужчина. Он остановился и смотрит на меня. Я думала, он хочет что-то спросить - и тоже смотрю на него вопросительно. И тут он горит: "Вы - королева кошек". Я даже не сразу поняла, о чем речь. А потом - у моих ног сидит белая кошка, внизу - черная. И на мне - подарок сестры...

В кошках их Королеву привлекает два главных качества - плавность движений и неторопливость. "Гуляя сама по себе, кошка никогда не будет торопиться," - говорит Наталья Любавина.

"Не торопись!"

- Наташа, а это кольцо-улитка...

- Я очень люблю символические украшения. И эта улитка мне сразу понравилась. Посмотрите какая прелесть: все свое ношу с собой, живу в своем мире, в своем доме и в своем времени.

- А вы живете в своем времени?

... О, двусмысленная прелесть вопроса! Наташа задумывается на мгновенье, потом отвечает на оба возможных варианта.

- Иногда я думаю, что должна была родиться раньше. Примерно на век. Но может, я как раз потому здесь и сейчас родилась - чтобы, воспользовавшись своей глубинной памятью, делать то, что я делаю? Когда мы начали работать с винтажным кружевом - а это очень трудноемкий процесс, - я сразу знала, как надо делать, хотя нигде этому не училась. Или эта любовь к ручному труду - наверное, в прошлой жизни я была белошвейкой.

А что касается своего времени... Я не опаздываю разве что на самолет. И хотя я уважаю время каждого человека и всегда стараюсь прибыть на встречу вовремя, рассчитать правильно свое время - не могу. Я не умею планировать и очень не люблю торопиться. Если приходится торопиться, я сразу начинаю чувствовать себя дискомфортно: надо успеть там, там и там, а еще творчество - все это выводит меня из равновесия. Мне важна растяжимость во времени, когда есть возможность делать медленно и качественно: помыть посуду, убраться, сшить вещь или придумать-нарисовать... Я думаю, мое идеальное время похоже на шар: когда начало и конец должны соединиться в одной точке. Я не могу бежать, бежать, спешить, суетиться и непонятно что за собой оставить. Мне важна цикличность момента и его завершенность.

... Однажды в Москве она видела сумочку из коллекции известного дизайнера Марчеллини Сумочка в форме улитки просто поразила ее воображение. Раздумывая какое-то время, она отказала себе в сиюминутном желании купить ее тут же.

- ... А потом мы едем с подругой на машине. И я вслух жалею: что же я не купила эту сумочку? И тут нам на глаза попадается огромный рекламный щит, на котором изображена улитка и надпись: "Не торопись!" Я тут же трактую: значит, правильно, что не купила. Как говорится, чему быть, того не миновать. Но до сих пор, вспоминая ту улитку, я чуточку жалею, что не купила ее. Она была такая глубокомысленная!

Журнал "В хорошем вкусе", лето 2007 г.

Tags: Пахота
Subscribe

  • Про нищих

    Плохо быть нищим. Тем, кто вечно живёт в долг и не имеет денег иногда даже на необходимое. Тот, кому приходится выкручиваться... А если такой нищий…

  • Про любовь

    Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Сегодня к нам в редакцию поступил любопытный вопрос, требующий обстоятельного ответа… Или не…

  • Третий дар

    Вокругденрожденное время - всегда особенное, даже если это промежуточный год, когда мой день как таковой отсутствует. Предстоящий ему февраль и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments