Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Человек, крепко стоящий на земле

…И когда я его спросила, совершенно непатриотично, а с одним сплошным удивлением: «Саш! Ну как?? Кааак вы решили остаться здесь, в Усть-Орде, когда такие перспективы, такие возможности??!!..»
Я знала, о чем спрашивала. Ведь я разговаривала с Александром Алсаткиным, который…
Кто такой Саша, если по-простому?
Представьте себе нож ручной работы, который прошел сложнейшую экспертизу, был оценен в десятки тысяч долларов и признан культурной ценностью и национальным достоянием Российской Федерации без права вывоза за границу.
И этот нож Саша сделал.
А ответ на мой вопрос – вот он.
Все свое детство я провел в творческих мастерских… Я в Иркутске родился. Но почти сразу семья переехала, и до 1993 года мы жили в Краснокаменске, в Читинской области. Там мое детство прошло. Родители туда попали по распределению: город был молодой, перспективный. И люди такие же, они город и поднимали. Мама приехала как художник-оформитель и архитектор, а отец был горных дел мастером.
Последний раз я в Краснокаменске был лет пятнадцать назад:  проездом в Китай. Ну, что сказать… Город раньше на добыче урана специализировался, потом производство до минимума сократили, и город постепенно умирал. Грустная картина. Не знаю, как сейчас. А в детстве… Хорошо было. Мама – художник, и все детство мое прошло в мастерских. Мозаичные мастерские были, дух совершенно особенный, атмосфера… Мама Все свое детство я провел в творческих мастерских, потому будущее мое, можно сказать, было предопределено.
В Краснокаменске я пошел в художественную школу,  потом вторая «художка» была в Усть-Орде, следом – наше Иркутское училище, и академия в Петербурге. В училище учился на художника-керамиста, а в Питере – на металл вышел. Что за академия?.. Санкт-Петербургская государственная промышленная академия им. В. Мухиной. В 2011-м окончил, шесть лет учился.
Вообще-то в Питер я поехал поступать в институт кино и телевидения. Потому что пока в училище учился, работал в одной фирме по производству телевизионной рекламы, занимался «пластмассовым искусством». Думал и дальше по этой же тропинке. А в Питере – раз! – и как-то само собой получилось, что в «Муху» документы подал. И поступил. Там всего две кафедры «мужские» – металл и скульптура. На скульптуру мало тянуло. Пошел на металл. Руками работать.
После первого курса пришел преподавателю, возрождающему холодное оружие в России… Пример такой, небольшой. На выпускном в академии однокурсница моя и говорит: «Сашка, а что делать-то дальше!?» Как что? – говорю, – работать. «Так я же ничего не умею». Как так? Ты закончила одну из сильнейших европейских школ!.. Она – молодец, отличница, на любой вопрос ответить может, а практики-то нет.  А у меня получилось иначе. Денег-то надо – в Питере жить. И я после первого курса пришел преподавателю, возрождающему холодное оружие в России, - он на нашей кафедре занимался технологией травления по металлу. Я у него занимался немного, и он меня приметил: ты, говорит, усидчивый, можешь сидеть и волоском кисточки рисовать, если что - приходи. Я и пришел.
Он мне дал тестовое задание: собрать три клинка. Дал старые напильники, «барашки» от кранов – металлолом всякий, одним словом. Сказал напутственную речь – и все, делай. В итоге получилось у меня три клинка. Ну, как получилось… Вот из мусора же скульптуру собирают? И тут то же самое, только холодное оружие… Мастер посмотрел. Нормально, говорит, есть рвение, полет фантазии. И взял меня в ученики.
Так я стал ювелиром-оружейником… Во все времена было оружие обычное, а было коллекционное - с применением золота, серебра, драгоценных камней… Высокоточная обработка, дамасская сталь – и каждый сантиметр – это уже картинка, область исследования. Самый титулованный мой нож называется «Пришелец». На него выписан сертификат, что он является достоянием России, без права вывоза за границу. Он фантазийный, не на заказ делался, а просто творчество. В частной коллекции хранится. Он выставлялся в Москве году в 2004-м, что ли. Я его сделал, пока студентом был. Я же из шести лет учебы – пять работал… Тогда же и в Нью-Йорк пригласили. На выставке мои работы увидели и позвонили: фирма на ручной работе с металлом специализируется. Я сказал: подумаю. А про себя сразу решил, что пока учебу не закончу, никуда не поеду. Нельзя так. Жизнь такая: пока одно не закончишь, второе не начнется, надо все до конца доводить, потом уже дальше двигаться.
Потом еще в Австралию приглашали. Но тут у нас начались творческие проекты, которые касаются моей семьи. И это приоритет сейчас. Семья и творчество.
Мы – шаманисты. Наш эпос очень богат, очень! И почва для творчества – богатейшая. Да, мне можно было в Питере остаться или по миру поехать куда угодно, но там я работал бы уже не в этом духе, не на этом материале. Делал бы чужое, не свое. Не от своих корней питался бы. А здесь, сейчас я живу на земле, которая богата традициями, историей, культурным запасом. И столько мне идей дает, и я их могу до людей донести. Понимаете? У меня сейчас идей – на несколько лет вперед.
Конечно, от мамы все идет изначально. Она у нас генератор. Наш творческий союз – Анжелика Алсаткина, Людмила Банаева и я, - называется «АлмаАлсатэ». Алма – дарительница победы, покровительница вороных коней, богиня плодородия, материнства и охоты. Алсатэ – «человек крепко стоящий на ногах».
Мы работаем вместе. Идея такая: человек как сюжет. Самостоятельный сюжет, история. Костюмом занимается мама, а металл, украшения – это моя работа. Показать не просто ювелирные украшения, а как бы картину на человеке. Настолько должен образ единый быть: и модель, и костюм, и украшения – все вместе они представляют собой легенду, которую можно в созданном образе прочитать. Этника в ювелирном искусстве сейчас очень популярна. Если посмотреть современные последние тренды мировых модных домов, это большие какие-то украшения с большими камнями, пятнами цветовыми,  но они не имеют истории, они просто украшения. Я делаю не так. Это всегда цельная законченная картина, кадр из прошлого. История. Обязательно присутствуют все наши миры - Верхний, Нижний и наш мир, Средний. Солнце, луна. Сход богов с неба. Легенда, воплощенная в ювелирном украшении.
В ноябре прошлого года мы показали такую коллекцию на международном фестивале-конкурсе «Подиум ЭТНО». Она называлась «Страна духов Альбатан». В номинации «арт-дизайн с элементами этники», в процессе работы решил создать еще одну, отдельную коллекцию в номинации  «Аксессуары», которую назвал - «Онгон». И удачно получилось.  Даже Гран-при дали. Московское жюри, опять же, заметило: дали кучу советов – сделать сайт, разослать портфолио в модные дома…
Мы с мамой работаем как коллеги. И у нас очень выгодный союз творческий: она мне дает панорамный вид, а я ей - качество, внимание к деталям. Она мне может критично сказать, я – ей. Она, как архитектор, мыслит масштабно, а я, как ювелир, под микроскопом привык работать. Хороший тандем. Потому наша коллекция «Страна духов Альбатан» -серьезная получилась работа.
Теперь надо провести несколько авторских выставок. Все уже запланировано и расписано. Ближайшая - в Доме художника. Потом надо вступить в Союз художников. Еще мне нужна мастерская. Очень нужна. Помещение какое-нибудь в нежилом массиве. У меня работа шумная: оборудование, искры, звон - чтобы никому не мешать. Хорошо бы, конечно, сделать такую мастерскую, чтобы она была и выставочным залом и каким-то проектом, куда ребята начинающие, студенты будут приходить смотреть, как творчество получается…
Когда решу вопрос с мастерской, тогда уж продолжу клинки делать… Мне много предложений и заказов было, но я не могу пока взяться. Не потому что не хочу, технически не могу. Дома работать с кислотами – как? Работа с металлом - это же не только огонь, это и дифофка, аффинаж, травление и так далее. Что интересно: человек, не имеющий ничего общего с ювелирным делом, заходит в магазин ювелирный и видит украшения: кулончики, колечки, все красивое, все блестит… А знали бы вы в какой грязи и все это рождается, через какие технологические процессы они проходят. Ни чего общего с благородным блеском камней и металла  на черном бархате...
Самое важное, мне кажется, это гармония. В семье. В творчестве. В отношениях с людьми. Чтобы все было уравновешенно, спокойно, философски немного. У меня нет мечты об острове или о чем-то таком. Просто чтобы все было с улыбкой на лице – и тогда отлично! Качество жизни не подразумевает дорогой европейский автомобиль и большую квартиру и так далее. Качество жизни - это порядок в голове, понимание себя, окружающего мира. Когда в человеке внутри есть ощущение чего-то хорошего, светлого. Ведь творчество, учение - отсюда берется. Если этого нет – все бесполезно
Чем я занимаюсь и как я называюсь?.. Ну, это просто. Любимым делом. А вот кто я… Осторожно называю себя художником, но пока я, наверное, не знаю все-таки… Пытаюсь себя найти. Более или менее определиться. Найти свой авторский почерк.
Стараюсь. Пытаюсь.

"В хорошем вкусе", январь 2013
Tags: Журнал, Пахота
Subscribe

  • Усмешка Господа

    Планы на старость: - запротоколировать и оцифровать наконец весь семейный архив строго по персоналиям и по хронологии. На эту работу классически не…

  • Кому печаль мою повем

    Нажала на кнопку Написать в блог - и застыла в прострации. Есть три темы, про которые я собиралась написать. Ну и? - Рассказать что мое путешествие…

  • Сеанс психотерапии

    Примерно год назад я сделала неожиданное для себя: нашла психолога (по рекомендации) и записалась на прием. Решила раскупорить новую опцию, чего уж.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Усмешка Господа

    Планы на старость: - запротоколировать и оцифровать наконец весь семейный архив строго по персоналиям и по хронологии. На эту работу классически не…

  • Кому печаль мою повем

    Нажала на кнопку Написать в блог - и застыла в прострации. Есть три темы, про которые я собиралась написать. Ну и? - Рассказать что мое путешествие…

  • Сеанс психотерапии

    Примерно год назад я сделала неожиданное для себя: нашла психолога (по рекомендации) и записалась на прием. Решила раскупорить новую опцию, чего уж.…