Из немотивированного: Владимиру Салмину нравится цифра 7. Но на вопрос «семь раз-то всегда отмеряете, прежде чем отрезать?» ответил просто: не всегда.
Это говорит о том, что Владимир Салмин – не просто председатель Байкальского банка Сбербанка России. Не только человек с огромным управленческим опытом. И все-таки больше, чем харизматичный лидер, за которым идут семь с лишним тысяч человек коллектива.
Потому что важнее всего перечисленного то, что называется просто – быть человеком. Обычным человеком, который не всегда и не во всем руководствуется строгими рациональными правилами, а умеет доверять своей интуиции. Человеком, который не боится совершать ошибки, потому что знает ценность личного опыта. Человеком, который открыт миру и готов внимательно слушать его.
Об этом мы говорим с Владимиром Викторовичем за завтраком.
Быть банкиром.
- Вы завтракаете?
- Нет. Пью чай с медом. И - вперед.
- А кофе не любите?
- Кофе пью днем. Помогает регулировать умственную деятельность.
- Это вы как банкир говорите?
- А кто такой банкир - должность или стиль жизни?.. Я думаю, что неважно как называется должность. Приоритетно отношение человека к жизни и к работе, умение не делить, а видеть это как единое временнОе пространство. Когда ты по 14-16 часов на работе проводишь, разделить вообще не получается. И без кофе тут не получается.
- Так много работать – правило?
- Привычка, я бы сказал. Я много думаю о работе. И даже дома по вечерам обычно провожу для себя анализ того, как прошел день, оцениваю встречи с людьми. Мне важно понять и поймать ощущения от всего случившегося за день. И сделать выводы.
- А потом вам снятся производственные сны…
- Никогда. Потому что перед сном я читаю. Не почту и не специализированную литературу, а прозу. Сейчас, например, книгу нашего земляка, бодайбинца Сергея Орлова о золотопромышленниках – очень познавательное чтение.
- Что для вас вообще отдых?
- Смена деятельности. Мне по душе рыбалка, тайга, охота. Но поскольку у нас в банке правило – отдыхать максимум две недели, - я не могу себе часто это позволить. В том числе и потому, что сочетаю отпуск с интересами семьи. А дети любят море. Хотя ленивый пляжный отдых не для меня – три-четыре дня, а дальше душа требует деятельности. И к слову, первые два года в должности председателя я на отдыхе все время хватался за телефон. Пока, наконец, не понял, что моим заместителям мешать не надо. Они – моя команда, и я им доверяю. Поэтому сейчас я по минимуму вмешиваюсь в дела, когда нахожусь в отпуске.
- Но все-таки вмешиваетесь?
- Это моя работа.
- Быть банкиром?
- Возглавлять банк. Я бы так сказал.
Быть членом команды.
- Вы сказали про команду. По каким правилам она у вас сформировалась?
- Двенадцать лет назад я пришел в систему Сбербанка, и на своем первом совещание с коллективом я как раз эти правила озвучил. С тех пор ничего не изменилось - я стараюсь придерживаться их сих пор. Это честность. И отсюда – нетерпимость к лжи. И я горжусь, что наш коллектив людей неискренних и лживых просто напросто отторгает. У нас очень здоровый коллектив.
- У здорового коллектива должен быть лояльный руководитель?
- Что это значит? У нас есть оценочный показатель, который мы применяем в коллективе: уровень лояльности банку. Этот показатель измеряется периодически и в конкретных цифрах. Но уровень лояльности руководителя… Нельзя быть только лояльным или только жестким. Когда ты работаешь с людьми, ты должен быть гибким. Вряд ли стоит придерживаться какого-то одного раз и навсегда принятого стиля управления. Все же надо уметь действовать по ситуации.
- И доверять своей интуиции?
- Именно. Да, наша профессия такова, что требует взвешенности, анализа ситуации и глубоко продуманных действий. И я бы не сказал, что я способен к необдуманным поступкам. Но интуиция очень помогает в общении с людьми. Людей ведь надо изнутри чувствовать. Иначе как им доверять? Когда ставишь команде задачу, конечно, есть потом элементы контроля, и это нормально. Но бесполезно ставить задачу, если ты людям не доверяешь. Уровень доверия должен быть соответствующий между членами коллектива. В нашей команде он есть. И степень психологической совместимости у нас очень высокая. Всем нам комфортно вместе работать
- То есть Сбербанк можно в космос посылать?
- Можно и так сказать, наверное. Вот, к слову, недавно у нас был день самоуправления. Провели конкурс среди нашей молодежи до 30 лет, выбрали молодого человека и предоставили ему все полномочия председателя. Он управлял банком в течение дня, а потом делился своими впечатлениями. Ему всего 24 года, двухлетний стаж работы, отсюда – юношеский порыв и стремление сделать что-то такое, амбициозное… Но ведь из таких молодых людей и получаются настоящие члены команды, работающие на общее дело, во имя общей цели. И моя задача, как руководителя, таких людей собирать вокруг себя и давать им все условия для саморазвития. Потому что, только развиваясь, человек движется вперед.
Быть на волне.
- Вы любите учиться?
- Без этого просто невозможно. Человек должен постоянно учиться - это одно из моих требований к сотрудникам. Ведь пока ты ощущаешь некие перемены в себе и сам этих перемен добиваешься через учебу, через саморазвитие, ты жив как профессионал. Я могу этого требовать от людей, потому что сам постоянно учусь. Сейчас – в Лондонской бизнес-школе. И это мое шестое образование.
- А до этого?
- Разные. У меня есть банковское образование, высшее юридическое образование, есть экономическое, менеджмент и маркетинг. МВА, конечно.
- Вы в жизни пользуетесь полученными знаниями?
- А как же! Каждый день. При том, что приходится еще и адаптировать полученные знания к нашим условиям. Мы уже проходили, когда в начале 90-х тупо взяли американскую модель и на наше общество надели. И что получилось, вам прекрасно известно… Но опыт моего обучения в международных школах показывает, что к нам, и к Сбербанку в частности, относятся с большим уважением. Как раз потому, что мы умеем грамотно применять мировой опыт и привносить в него новое. И ни тоже учатся у нас. Сейчас монтируется поездка в Великобританию с целью посмотреть организацию работы лучших британских банков. И организаторы поездки, согласовывая с нами программу, уже столкнулись с проблемой: то, что они хотели нам показать как ноу-хау, уже, оказывается, реализовано в Сбербанке!
- Как так получилось?
- Как раз потому, что мы используем не только лучший мировой опыт, но и творческие начинания наших сотрудников. Взять, например, структурные изменения, которые у нас произошли. Они же не новы, практика ведущих банков по структурированию прошла порядка десяти лет назад. Но вот я в прошлом году был в головном офисе одного из крупнейших мировых банков, и выяснилось, что они свои метания и скитания прекратили только два года назад. Потому что это не зазорно – искать и в процессе поиска ошибаться. Потому что только так рождается верное и крепкое решение. Хотя при этом надо обладать талантом вовремя увидеть положительный опыт и суметь применить его в своих условиях. Что мы в Сбербанке и стараемся делать.
- А вы сам ошибки делали?
- Конечно, и достаточно много. И делаю, и думаю, что и буду делать. Все мы люди, все имеем право на ошибку. Другой вопрос - как к этому относиться. Если самобичеванием заниматься – ничего хорошего не получится. Но совсем другое дело, если расценивать ошибку, как очередную ступень к возможности роста. Ведь ошибка всегда дает нам возможность стать лучше: да, я сделал ошибку, но я ее поправлю, и все изменится в лучшую сторону. Это и в жизни, и в профессии. Во всем.
Быть гражданином.
- Сбербанк ассоциируется с СССР. Как вы относитесь к этому? С ностальгией по тем временам?
- Абсолютно нет. Я очень позитивно оцениваю ту ситуацию, в которой Сбербанк оказался. Потому что это дало ему возможность – не только Байкальскому, но Сбербанку в целом, - оценить систему координат и определить вектор движения. В 2008 году мы приняли стратегию, и она наполнена реальными цифрами и фактами. И хотя это программа наших действие до 2014 года, часть мероприятий уже реализована. Сейчас уже вырабатывается документ до 2019 года – и нам есть куда двигаться, как развиваться и как совершенствовать систему. Мне кажется, что новый формат наших филиалов на сегодня является лучшим образцом банковской системы в России. Но это не значит, что нам некуда стремиться.
- Куда, например?
- Наши сотрудники искренне рады видеть клиента, потому что прекрасно понимают: клиент - это их благополучие, обеспечение их будущего. Отсюда наша задача: наполнить наши услуги таким содержанием, чтобы удовлетворенность была и у клиента, и у сотрудников, испытывающих чувство гордости, что они в таком банке, в такой системе работают.
Быть проще.
- Вы в детстве кем хотели стать?
- Не поверите: шофером. Не водителем, заметьте. Разница огромная: шофер – профессия, водитель - хобби. На мое воспитание во многом оказывали влияние мои тетушки и дядя. А он был шофером и гордился свое профессией. И эта гордость передалась мне. В какой-то части я свою детскую мечту реализовал – стал водителем-любителем.
- У вас пятеро детей. Много по современным меркам…
- А счастья много бывает?.. Дети - это счастье. В детях выражаются наши мечты и наше видение будущего. Я не считаю, что детей мало или много. Их всегда ровно столько, сколько нужно.
- Нужно для чего?
- Для того, чтобы ощущать жизнь полной мерой. Три старших дочери уже закончили вузы – и учились, кстати, на бюджетных местах, - две работают в Москве, одна – в Иркутске, в сфере туризма. Они у меня очень самостоятельные – сами выбирали свой жизненный путь, сами по нему идут. Но родительское искусство как раз в том, чтобы подвести ребенка к этому пути.
- Вы лев по гороскопу. А по жизни?
- Я в какой-то мере и ощущаю себя львом. Лев – справедливый, но жесткий. Это и определяет правила поведения. И это благородное животное. А для меня принципиально важно быть честным и благородным по отношению к своим коллегам. И к самому себе.
- Что для вас жизнь в хорошем вкусе?
- Если попробовать поймать ощущение, то это, скорее всего, не связано с каким-то фетишем или вещами. Это всегда жизнь как она есть. Но чтобы это была жизнь в хорошем вкусе, она должна быть интересной. Это значит - получать удовлетворение от работы и искать для нее новые формы. Получать новые ощущения и опыт в поездках по миру. Расширять свой кругозор и мировоззрение. И давать такую возможность близким тебе людям и твоему коллективу. Вот это и есть жизнь в хорошем вкусе, мне кажется.
- Ваш девиз?
- Всегда! Это значит: всегда нужно находить решение, чтобы реализовать то, чего ты хочешь добиться.
- А если не получается?
- Есть такое слово «надо» - что значит, не получается? Заставить себя, приложить усилия – и получится.
- Во имя успеха?
- Не только во имя него. Что есть успех? Безусловно, это важная составляющая. Но путь к успеху – это некий набор инструментов и подходов, и если их через себя не пропускать, если не переосмыслять через призму собственного опыта, то одна, даже самая лучшая технология, к успеху не приведет. Так не бывает: скопировал чужой опыт и добился успеха.
- Вы верите в чудо?
- Верю. И вообще мне кажется, что лучшее у меня еще впереди.
- И три желания для золотой рыбки у вас наготове имеются?
- А как же! Только я вам про них не скажу: а то вдруг не сбудутся.
- Владимир Викторович, а что в жизни самое главное?
- Много позиций можно определить. Но главное, оно, конечно, и есть - главное… Я бы определил просто. В любой жизненной ситуации оставаться человеком. Все остальное – приложится.
сентябрь, 2012,
журнал "В хорошем вкусе"