Сначала, как и положено, шли крупные мазки. Иерусалим – как Старый Город, как гигантский исторический пласт в истории человечества, как те самые горячо любимые крестоносцы и тамплиеры…
Замок Монфор – как настоящий рыцарский замок, который в свою очередь – и турниры, и осада крепостных стен, и Тевтонский орден… И как серьезный поход, с преодолениями и трудностями.
Средиземное море – теплое и медузы, и волны, и песок с ракушками, и соль, которую смываешь потом под душем, установленным здесь же, на пляже…
И, само собой, жара. Как имя собственное и нарицательное, как честь и совесть, как определение, следствие и последствие; как класс, тип, род и вид… Одним словом, жара в полном объеме. Полновесная жара. Полноценная…
Потом пошли частности. Бейт-Джемаль – настоящий монастырь, живущий по своим строгим законам, но совершенно открытый и свободно разрешающий посмотреть на свою жизнь всем желающим.
Храм Гроба Господня – самый главный (в мире!) христианский храм.
Яд Вашем (это говорит Матвей).
Мертвое море (это я).
Зоопарк (Глеб).
И наконец, детали и детальки, те самые штришки из которых и складывается единая объемная и выпуклая картина восприятия.
Герань, которая у нас дома сидит в горшке, а здесь ею украшены фасады домов в Иерусалиме. И такое потрясающее разнообразие, что и не предполагалось, что с геранью такое возможно…
Двухэтажный поезд, и наличие внутри него туалета. И уж тем более такое отсутствие понятия, как «санитарная зона» - ну кто ездил в поездах дальнего следования, понимает, о чем речь…
Гимн, который семья хором поет, встречая шаббат. И вино, которое дают даже детям…
Гречневая каша, которую едят с сахаром - впервые в жизни мы видели такое. Мы и не предполагали, что такое вообще возможно… Кстати, нам не понравилось…
Единый билет на городской общественный транспорт, который действителен в течение полутора часов. Пока время есть, можешь сколько угодно ездить за свои 6.60.
Русский язык как средство межнационального общения.
Киноа и питы, и арахисовая паста (у нас нету, только читали и в кино видели), и сок в бутылках (не то, что в бутылках, а то – какой по вкусу).
И конечно, самый лучший вкус на свете – вкус простой холодной воды.
Я и предположить не мог, что обычная вода может быть такой вкусной, - сказал Матвей.
И Глеб поддержал его, с удовольствием отхлебывая из своей бутылочки.
Солнце совсем скоро скроется за горизонтом. И уже завтра нам предстоит отправиться ему навстречу. Снова в самолетах, раз за разом будем поворачивать время вспять.
Это и есть возвращение. Домой. В страну Сибирь, где солнце встает на шесть часов раньше, где есть сумерки и где распространен грустный анекдот:
«Как лето? – Ничего, нормальное, лето как лето. Только я в тот день работал».
Это, конечно, шутка. Но с учетом того, что последний в сезоне снег выпадал нынче еще 18 мая, а град со снегом (или снег с дождем) уже случились 20 августа (если кто не верит, вот тут картинка - http://demchikov.livejournal.com/298386.html)… Как бы Сибирь, ага.
И она встретит нас послезавтра.