Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Бейт-Джемаль

21 июля. Суббота. Мы просыпаемся не очень рано (все же только вчера пришли из похода). Дома тихо – все ушли в синагогу. Мы с мальчишками едим запеканку, которая специально для нас стоит на плате, а потом решаем пойти в монастырь Бейт-Джемаль.
Напишем записку, чтоб нас не потеряли? – спрашивают мальчишки. Я представляю такую записку: «Ушли в монастырь».  Хорошо звучит, глубокомысленно! :))
Мы берем из холодильника наши бутылочки, в которых вода превратилась в лед – по пол-литра льда должно хватить нам на путь длиной около пяти-шести километров. В Бейт-Джемаль можно пройти через город насквозь, но поскольку я не представляю дороги, а знаю лишь направление, мы решаем не рисковать, а идти по шоссе – тем же самым путем, которым меня возили неделю назад. Для этого надо выйти из города, повернуть налево, пройти километра три до указателя, а дальше – еще примерно столько же в гору. Заблудиться невозможно. 
Мы идем по шоссе. Машин почти нет – шаббат. Навстречу нам едет колонна велосипедистов на гоночных велосипедах – явно какое-то соревнование, потому что вместе с ними – машины с запасными велосипедами, с красным крестом, с большим громкоговорителем на крыше. Велосипедисты выглядят совершенно измученными – еще бы, крутить педали по такой жаре! – но не сдаются. 
Вскоре мы доходим до поворота на монастырь и дальше начинается дорога, которую хорошо назвать проселочной, даже несмотря на то, что она асфальтированная. Справа и слева простираются поля, а чуть выше - оливковый… сад или роща. Я не знаю, как сказать правильно. Но вот говорят Гефсиманский сад. Значит, оливы растут в саду.
Мысли про Гефсиманский сад очень органичны, ведь мы идем в христианский монастырь. Медленно под палящим солнцем мы поднимаемся на гору, и Матвей говорит: мы будто бы совершаем паломничество.
И ведь так и есть по сути своей.
Что такое монастырь? В чем его отличие от церкви? 
Вот сейчас по сети ходит фраза. Сказал ли ее на самом деле Сергей Петрович Капица или она ему приписывается – не суть важно. Ибо фраза мне нравится: "Мои разногласия с верующими заключаются лишь в том, что они думают, будто бог создал человека, а я считаю, что человек придумал бога".
Если сказать откровенно, то я считаю не как Капица. Но фраза мне нравится страшно, потому что я не причисляю себя к верующим людям. Здесь нет для меня противоречия, и мне бы не хотелось вступать по этому поводу в какие-то споры и уж тем более объяснять свою позицию (особенно беспомощной фразой для своего оправдания «Бог, он же в душе…» - и еще смиренно потупить очи при этом). Я думаю, если вопрос выходит из сферы теологии, то он необсуждаем в принципе, ибо находится в сфере глубоко интимной. А вот с точки зрения теологии – почему нет?
Так вот: если порассуждать именно так, то отличие церкви от монастыря видится мне в таком свете. Церковь – это социальный институт, в значительной степени просветительский, куда приходят светские люди с совершенно различными целями: за успокоением, за советом, за ответами на вопросы и с чувством глубокой благодарности тоже. Ведь смысл религии не только в том, чтобы просить, но и чтобы благодарить. А монастырь – это уже серьезное производство (в отличие от института, где только учатся будущей профессии). Тут уже цели просвещать вторичны (так мастера учат стажеров). Здесь просто на постоянной основе, в режиме нон-стоп ведут общение с Творцом. И по большому счету, за всех нас.
Ну, мне так кажется.
Об этом и о многом другом мы говорим по пути к монастырю. Другое – не столь серьезно. Например, мы играем в три желания, из которых надо выбрать главное. Потом в игру «есть контакт». Потом представляем, как было бы здорово, если бы с нами был Семен с его фотоаппаратом, потому что с горы нам открывается просто потрясающий вид на Бейт-Шемеш, который лежит внизу. И как здорово, если бы с нами шел папа, который вот даже делал в свое время иконостас для нашего кафедрального Богоявленского собора, который начали восстанавливать в 1989 году…
За разговорами мы входим в монастырские ворота. Здесь очень много цветов и много света. В том числе и потому, что стены монастыря – из светлого камня. Мы идем к церкви, которая около ста лет назад была восстановлена на месте древней византийской церкви Святого Стефана, который по преданию именно здесь в пещере был похоронен, приняв первым из христиан-учеников апостола Павла мученическую смерть. Сохранились элементы мозаики, которые археологи датируют 5 веком н. э. – они выставлены на всеобщее обозрение и их даже можно коснуться рукой. А вот сама церковь внутри – расписана «под мозаику»: такой изысканный пуантилизм, хоть и без оптического эффекта. 
Церковь очень красива. В ней можно просто сидеть и слушать небольшой рассказ, который время от времени для посетителей ведет кто-нибудь из монахов. Они отвечают на вопросы, рассказывают про монастырь и про веру, а потом предлагают взять литературу – за небольшое пожертвование. Мы оставляем в ящике несколько монет и берем «Детские библейские рассказы», молитвенник и Библию – изданная в Иерусалиме, она состоит из двух частей, которые называются «Тора» и «Новый завет».
В монастырском дворе установлены палатки. Смотри-ка, - говорят мальчишки, - Скауты!
И точно. Рядом с палатками установлен большой флагшток, на вершине которого красуется скаутская лилия. Ее отличие от бурбонской лилии всем уважающим себя скаутам известно. А мы – скауты. 
Судя по всему, здесь в монастыре проходит скаутский слет. К слову, скауты в Израиле есть.  Называется всеизраильская организация, в которой по данным Википедии состоит более 90 тысяч человек, «Цофим». А всего прошедших школу скаутского метода – более 300 тысяч, начиная с 1919 года, когда «Цофим» был основан. Самостоятельные попытки при помощи разных переводчиков привели меня к тому, что это слово означает «люди» или «зрители». В принципе, из симбиоза и рождается основная идея скаутского движения – «Впередсмотрящие». 
Одним словом, я бы так перевела.
Мы гуляем по монастырю. Пьем кофе, который варит для нас молодой человек в небольшой кофейне, расположенной тут же. Покупаем бутылку местного белого вина, которое делают в монастыре. Спускаемся в керамическую мастерскую, где покупаем глазурованную керамику – в подарок и для себя.
Потом мы поднимаемся на смотровую площадку, устроенную прямо на крыше. По пути, в одном из коридоров, устроен большой подробный макет с изображением сцены Рождества. Мы видим и Марию, и Иосифа, и самого Младенца, и волхвов, и малюсеньких овечек, и хижины, и реку Иордан, и еще много чего – макет очень подробный, его можно рассматривать бесконечно.
Рядом лежит небольшая тетрадка – для отзывов.
И Глеб неожиданно говорит: я тоже хочу написать отзыв. Берет ручку и начинает писать.
Я читаю у него из-за спины:
«Меня зовут Глеб. Я из Иркутска (это в Сибири, в России). Спасибо вам за все». 
… Спасибо. Да…
Tags: Всходы, Коробка путешествий, Номер 32
Subscribe

  • Дополнение на сайт

    Сейчас обнаружила, что давно не обновляла список всего изданного на сайте - https://nastyabook.ru/portfolio.html Там он заканчивается на пункте 168.…

  • Издание № 175

    Все сбилось и перепуталось с нумерацией, но некоторые книги готовы к сдаче в печать давным давно, а потом процесс затягивается. В то время как другие…

  • Отрывок из новой книги

    Сейчас заканчиваем работу над одной рукописью. Главная героиня - из репрессированных: работала после войны разъездным фельдшером в Забайкалье.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment