Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Categories:

Один день. Один год. Одна жизнь.

Это был странный день. Для постороннего наблюдателя. Для нее же - просто один из череды следующих друг за другом дней. Так и получается жизнь - целая человеческая, да и не только человеческая...
Я пришла к Диане Салацкой поговорить о галерее "ДИАС" - все-таки в ноябре исполняется год с момента ее появления в культурном пространстве Иркутска. На это нестандартное событие вопросы были заготовлены вполне обычные: что было, что будет, чем сердце успокоится... С последним правда, пришлось, расстаться уже перед началом беседы. Ибо - как показал день, проведенный в галерее: покой Диане, как и галерее, не присущ.

Мне было назначено на час. Я пришла чуть раньше и смогла наблюдать процесс переговоров по презентации книги, запланированной в стенах галереи на середину октября. Проговаривались мельчайшие подробности: вот здесь будет насыпан песок (потому что книга будет в стилистике пустыни); вот здесь гостям предложат восточные сладости (потому что должно быть немного от восточного базара); а сама книга будет преподана, как... На моих глазах получалась не презентация из серии "не забудьте получить у автора автограф", а самое настоящее представление в самом возвышенном из смыслов: книга будет представлена обществу. То есть книга как Событие, а событие - это всегда совместное бытие в некоем пространстве. В данном случае - в культурном. А раз так, значит, должно быть красиво, интересно, не-обычно. Потому что это - "ДИАС". Стремление завышать планку? Возможно, но лишь потому, что иначе получается неинтересно, обычно и не всегда красиво. А уж этого (особенно последнего) Диана себе позволить не может. Иначе незачем и начинать.
- Презентация книги - это неформат для вас?
- НЕт, опыт презентации книг у нас уже был. В июне нынешнего года мы представляли книгу Владимира Рака «История забытых цивилизаций». Остался доволен и автор, и гости. Просто галерея уже стала местом общения людей. И это один из самых главных результатов нашей работы. Помимо просветительского...

Звонит телефон. Художники всегда звонят Диане на прямой - так заведено, им она никогда не отказывает, всегда найдет минутку. Вот и сейчас:
- Да, Леша, привет... Конечно, заходи. Только тебе придется немного подождать - у меня встречи. Нормально?... Тогда жду тебя.
Это - Алексей Рютин, молодой художник. Рютина в галерее много. Женские портреты - пластично-изломанные, когда можно говорить не только о преломлении света, но о его преображении и растворении внутри. Поэтому его дамы - чуточку рассеянные, это все свет, который рассыпался и проник внутрь полотен. Ровно также он проник внутрь красной розы, рассыпанных вишен, лилий и сирени. А еще - в гранаты, сочные и в то же время строгие и даже какие-то аскетичные, когда ничего лишнего. И это при том, что граната, его всегда много: единое целое состоит из множества маленьких ядрышек, а внутри каждого свой смысл. У Рютина, судя по его работам, отношение к смыслу особое. Вот и его совместная со Степаном Шоболовым выставка, которая прошла в галерее в начале лета, называлась соответственно - "Иллюзорная энергия майя".
Диана обладает особенным чутьем на талантливых молодых - еще пару лет назад она говорила про никому неизвестного начинающего Шоболова: "Покупайте его работы, пока они стоят копейки. Успевайте..." Сегодня у Степана есть свои поклонники, его ино-планетные картины занимают в галерее собственное место на границе реальности. Вероятно, поэтому его картины создают иллюзию существования за гранью добра, зла, других возможных плюсов и минусов. Ведь любые положительные или отрицательные моменты - всего лишь наше отношение, наша оценка. Шоболов же - не оценивает, он фиксирует... - хотелось бы написать "чистый разум", но уверенности в том, что это именно "разум" нет; тем более, что всегда есть то, что за пределами разумного. Это запредельное еще иногда принято называть "суть".

"Во всем мне хочется дойти до самой сути..." - чем не руководство к действию? Чем не повод к самопознанию через призму изобразительного искусства? Чем не работа во имя того самого просветительства?
Мы продолжаем разговор уже в галерее - о картинах надо говорить среди картин.
- Меньше, чем за год, мы провели шестнадцать выставок, а до конца года запланировано еще четыре. Это очень много - почти по две выставки в месяц. И для галереи - это отличный результат! Да, для нас важно продать работы - ведь это деньги для художников. Но ничуть не менее важно то, что выставки - это лучший способ популяризации искусства. И протом мы это делаем в тех форматах, в которых до нас в Иркутске никто не работал!
Отличительная особенность галереи: придумывать новое и быть первыми.
Так и есть: галерея "ДИАС" представляла экспозиции в Правительстве Иркутской области и в Законодательном Собрании региона (кстати, здесь выставка является постоянной). Известный бурятский художник Зорикто Доржиев впервые в частной галерее выставился в "ДИАС"...
А если вспомнить проекты галереи, то получится внушительный (всего за год работы!) список того, что "ДИАС" подарила городу. Например, прошлогодний фестиваль авторской игрушки, традиции которой в Иркутске только зарождаются. В продолжение этого весной года нынешнего в галерее "ДИАС" прошла выставка единственной отечественной галереи с мировым именем "ВахтановЪ". Еще - сотрудничество с Кафедральным собором Непорочного сердца Божьей Матери, в честь десятилетия которого "ДИАС" подготовила и представила в его стенах выставку "С верой в искусство". Или благотворительный проект "Спасем художника" - все собранные средства пошли на лечение Николая Тарасика...

... Диана оставляет меня вместе с картинами. А сама на правах хозяйки проводит по галерее известного иркутского бизнесмена, который приехал пополнить свою коллекцию живописи.
Бизнесмен понимает толк в искусстве. Он знает, что хочет. На этот раз он приехал за цветами. Цветы в галерее - на любой вкус. Например, маки Владимира Максимова. Они - совершенно осенние, белесые коробочки. Но ведь именно в таких коробочках - завязь новой жизни, ее продолжение и круговорот. Конечно же, цветы - недолговечны, но в их сиюминутности прячется то постоянство внутренней природной красоты, которую может передать лишь мастер.
Вот цветы Александра Муравьева - букет с солнцем и букет с луной. Оба - подернутые дымкой или же пеленой, а лучше сказать флером таинствености. Слово "флер" вообще как нельзя лучше подходит к цветам - на уровне созвучия. И на уровне соцветия: ведь цветы - это всегда цвет. Абсолютно художественные создания!
На сей раз, впрочем, в галерее царит осень. Совершенно импрессионистская осенняя прогулка Николая Житкова, когда главным становится именно впечатление. И даже лучше сказать так - запечатленное впечатление, осколок памяти - таким осколочком некоторое время, пока не расстает, живет хрупкий утренний лед на лужах. Но на то оно и запечатленное - никуда не исчезает, "остановись, мгновенье! ты - прекрасно..." Прекрасно в своей обыденности, в своей впечатлительности, которая впечатывается в память, и кажется, что ощущаешь не запах масляной краски, а запах прелых листьев, грибного леса и той предснежной сырости, вслед за которой приходит зима.
Например, такая, как на картинах Владимира Осипова. По байкальскому серому льду можно скользить взглядом, обнаруживая оттенки настоящего свинцового цвета и при этом ощущая совершеннейшую не-тяжесть картины. Вероятно, искусствоведы могли бы сказать о легкости мазка, которая неизбежно придает картине необходимую невесомость - ведь даже горы выглядят складками шелка, тяжелого на вид, прохладного наощупь и легко-струящегося сквозь пальцы.
А осень продолжает Николай Вершинин - "Родные просторы", классика жанра. Все узнаваемо: рыжий осенний лес, небольшое стадо, пара домов и над всем этим - полосы неба. В мире реалистов принято считать, что так легла краска, но на самом деле - это отблески света, который идет изнутри картины. Это то внутреннее "картинное" солнце, которое обычно остается за кадром. Но именно оно притягивает взгляд и будит в человеке желание: пусть эта картина живет у меня.

... Вот и бизнесмен - определился. Несколько букетов будут отныне украшать его коллекцию.
- Еще одно достижение галереи - бизнес активизировался, - Диана возвращается к разговору, - К нам обращаются банки, отели, рестораны с предложениями провести у них выставки. Это очень хорошо, потому что означает, что люди стали обращать внимание на мир вокруг. Более того, бизнесмены не просто все активнее посещают выставки, они стали покупать, формировать свои коллекции. А это уже выход на принципиально новый виток - так формируется культура, вкус. Ведь это не просто правило хорошего тона - иметь в коллекции произведения живописи, только потому что модно. На самом деле у людей появилась такая потребность. И наша галерея сыграла в этом свою роль.
Ту самую, просветительскую. Именно с таким предложением к Диане пришел следующий посетитель - организовать городскую выставку. По согласованию на картинах должен быть представлен Иркутск.
Диана сразу показывает картины Дмитрия Лысякова. Иркутск на них провинциален и чист душой, как и положено небольшому губернскому городку, в котором церкви - белы, заборы - коричневы, а небо - прозрачно.
Совсем другой Иркутск у Дурасова. Не-типичный, не-привычный, не-такой.
- Алексей, а это вообще Иркутск? - уточняет Диана у Дурасова, который тоже заглянул в галерею.
- Иркутск. Мне знакомые даже говорят, что знают это место.
- А ты сам?
- Ну, как сказать... Вот эта противопожарная стена типична именно для Иркутска...
И вот так завязывается беседа - об Иркутске и об Искусстве. Нельзя не заметить, что записанные рядом, эти слова неуловимо похожи - внешне и немного внутренне. Отчего сразу вспоминается Чехов, с его классическим определением "город интеллигентный, совсем Европа". И даже хочется верить Антону Павловичу - все-таки частные галереи, формирующие культурное пространство, являются свидетельством того, что это пространство в городе есть.
- Продажа картин не может быть основной целью галереи, - говорит Диана, - Главное правило... Нет, не правило, а скорее даже стратегическая задача, а еще лучше сказать - миссия галереи в популяризации искусства. Всем живется не просто, но давайте сделаем так, чтобы хоть немного, но стало лучше. Давайте будем смотреть на Прекрасное - и впустим в себя светлые мысли. А чем больше будет вокруг людей со светлыми мыслями... Это же здорово!

За окном уже вечер. За день Диана провела шесть встреч, побеседовала со мной, показала работы мэтров и совсем молодых художников, ответила на пару десятков (если не больше) телефонных звонков. А сейчас, когда сотрудники разошлись по домам, мы едем в мастерскую Дурасова. Надо вывезти картины. "Там немного, - говорит Дурасов, - всего штук пятнадцать".
В мастерской Диана перебирает картины: "Леша! Ты же говорил "всего пятнадцать"! - "Ну да, ошибся немного." - "Ага, раза в три!"
Пока Алексей пакует картины, Диана говорит мне:
- Все выставки, которые мы делаем, требуют от меня больших душевных сил. Каждая - по-своему. И если я в пятницу провожу открытие выставки, то на выходные отключаю телефон - потому что мне надо восстановиться. Ведь каждый, кто ко мне приходит, получает частицу моей души... А иначе как?! Ведь я делаю это, потому что люблю... Но волнение совершенно особенного свойства было на выставке Алексея и Люси Дурасовых.
Отец и дочь выставлялись в галерее в марте. Картины Алексея давно уже являются ее украшением. Описать их парой фраз непросто, и лучше прочих это делает сам Алексей: "С одной стороны - для авангардистов я не слишком авангарден; с другой - и реалисты меня за своего не принимают".
Графика Люси появилась в галерее недавно, но зато ее сразу заметили: успехом было и то, что сразу несколько работ было куплено прямо с выставки.
Вот и сейчас Диана готовит работы Люси к аукциону, который пройдет в ее галерее. Потому что она верит в талант молодой художницы и ее отца. Потому что она живет по принципу "если можешь делать - делай хорошо". Потому что галерея для этого и была создана. Для Иркутска и во имя искусства.

Начинает темнеть. День заканчивается. Наверное, картины в галерее засыпают. Они живут там активной жизнью - рассматривают приходящих в галерею людей, ездят на выставки. Сейчас, например, готовятся к поездке в Красноярск, куда "ДИАС" пригласил Красноярский Союз художников - 3 ноября там открывается выставка.
В ноябре заканчивается и первый галерейный год. Он был более, чем насыщенным. Галерее удалось прозвучать, зарекомендовать себя, показать свои возможности. А еще - показать и доказать Иркутску, что она у него есть и ему нужна.
Что касается жизни... Она, конечно, одним искусством (одним бизнесом, одним делом, вообще чем-то одним) не ограничивается. Но именно с его помощью легче всего понять, что жизнь - все-таки прекрасна.
"Жизнь у нас одна, - говорит Диана Салацкая, владелица галереи "ДИАС", - и разменивать ее на разговоры о том, как все плохо - не стоит. Посмотрите вокруг, удивитесь: жизнь на самом деле прекрасна! И если вы до сих пор этого не увидели, может, стоит сменить ракурс?"

октябрь, 2010, журнал "В хорошем вкусе"
 


 
Tags: Журнал, Пахота
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments