Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Царица наук.

Кого я ожидала увидеть?.. Ну, кого можно ожидать увидеть по дате рождения - 1929 год. И при этом по профессии - учитель. И к тому же с педагогическим стажем - 55 лет. И наконец, все еще работающую и при этом последние 43 года в одной и той же школе...

В этом перечне нет ни одного восклицательного знака. Просто потому, что их восторженный частокол уже не слишком уместен, ибо главные эмоции, которые возникают после вполне естественного (тем более для нас - простых смертных) удивления, это абсолютное уважение. Но и вопросам - сродни самому первому, в меру скептическому, - места тоже не оказалось. Тем более, что все мои традиционные ожидания не оправдались.

Вот уже более сорока лет Валентина Афанасьевна Васильева живет в Ангарске и преподает математику в средней школе №10. Не так давно названия школ превратились в неудобочитаемые МОУ СОШ, но 10-ю знают по-прежнему - как "математическую". То бишь с углубленным изучением математики. Вот в ней-то и работает Валентина Афанасьевна уже без малого полвека простым учителем.

Простым ли?..

Помнится классик говаривал, "простота хуже воровства". Для того, чтобы познакомиться с этой простой непростой учительницей я и поехала в Ангарск.

"Такая генетика..."

Валентина Афанасьевна встретила меня у подъезда. Легко вбежала на третий этаж старого дома - из тех, где квартиры с высокими потолками и двустворчатыми межкомнатными дверями. Усадила меня за стол и... велела есть блины. Тоном, не терпящим возражения.

Я почувствовала, что превращаюсь в ученицу.

Пока я поглощала вкуснейшие блинчики, фаршированные творогом, Валентина Афанасьевна подробнейшим образом расспросила меня... обо мне самой. Расспрашивала заинтересованно, а не просто так из вежливости.

На пятом (!) блине я честно призналась, что сейчас лопну. Валентина Афанасьевна оценивающе посмотрела на меня - правду ли говорю? Потом уточнила, а почему это я не ем конфеты. И только после этого позволила задать первый вопрос.

Начинать надо было с Начала - ничего оригинального: "родительский дом - начало начал".

- Родилась я в Сосновке. Это деревня в Тюменской области. Семья была большая: три брата у меня погибли на фронте, да многие дети рано умирали. Беднота. Как мы жили? Выживали просто. Отец рано умер - после трудармии. Был он грамотным, наизусть знал Пушкина, читал нам, ребятишкам. А вот мать ни одной буквы не знала, но деньги считать умела. Она у меня 103 года прожила.

- А как вы учителем стали?

- Во время войны я не училась - мы все работали в колхозе. Потом нас, пятнадцатилетних переростков, собрала учительница и всех посадила в 5 класс. И вот так семилетку у этой учительницы мы закончили. Потом я поступила в Тюменский техникум, а когда его закончила мне уж 20 лет было. И меня сразу поместили в институт - как подающую надежды. Училась я на заочном и работала в деревенской школе - в поселке Ингалинское. А заочно учиться очень сложно, особенно математикам, надо постоянно нарешивать задачи. Многие не выдержали. Из шестидесяти поступивших, нас только пятеро дипломы получили! Уже после института меня в район перевели, в среднюю школу.

- Вы сразу знали, что будете именно учителем математики?

- Нет, конечно. Меня преподаватель в техникуме определила. Помню, она сказала: "если бы ее в другую местность да в другие условия поместить, из нее бы гений получился". Генетика-то у меня неплохая, ее потом только развивай.

О том, что "генетика неплохая" говорит тот факт, что многие близкие родственники Валентины Афанасьевны добились определенных успехов на научном поприще. В их семье несколько кандидатов различных наук, в том числе и дочь Валентины Афанасьевны.

МГУ, н. х. с. и другие.

В Ангарск она приехала в начале 60-х. Погостить к сестре, которая к тому времени уже жила в молодом сибирском городе вместе с мужем-военным. Сестра-то и настояла: "перебирайся ко мне". И даже сама договорилась, чтобы молодую "математичку" приняли в ГорОНО.

Два года она проработала в только что открывшейся школе-интернате. Потом еще два года в обычной средней школе № 28. Пока, наконец, в 1965 годуне стала преподавать математику в школе № 10.

- Когда 10-ю школу открыли, туда целиком перевели два математических класса из 28-й, где я как раз работала. Это и были мои первые выпускники - 1964-65 год. Из самого первого выпуска вышли производственники и много директров. А из второго - почти все стали с учеными степенями, и есть даже доктора наук.

А дальше было больше: в 1966 году в школе было 48 (!) медалистов, из них 12 золотых и 15 серебряных медалей получили ученики Валентины Афанасьевны. В 1975 году одиннадцать выпускников разом поступили в МГУ. И за все эти годы более пятисот ее учеников связали свою жизнь с наукой, а более ста из них стали кандидатами и докторами наук. Мальчишки и девчонки из небольшого сибирского городка - что такое Ангарск в советские годы? 50 тысяч жителей, - покоряли такие вершины, которые их сверстникам из более "продвинутых" населенных пунктов и не снились.

- Ольга Попова "открыла" для 10-й школы МГУ, - вспоминает Валентина Афанасьевна, - Помню она рассказывала: "Приехала из "глухой" Сибири. И вот на экзамене все решила, а одну задачу - никак. И тогда подумала: что Валентина Афанасьевна скажет? Ну, дура, зачем поехала?!.. И тогда задачу решила!" Потом уж они все потоком туда пошли - и в МГУ, и в физтех, во все серьезные вузы.

- Вообще детей много талантливых?

- Много. Иногда бывает так, что в одном классе десять человек могут одновременно дать десять разных решений. У меня один парень на экзамене давал одиннадцать доказательств одной теоремы: часть выучил, а часть сам вывел. Да, они все сами выводят запросто - на основе формул. А иначе-то как? Иначе они и не стали бы докторами наук.

Ее ученики постоянно становились и становятся до сих пор победителями олимпиад всевозможных уровней. Вплоть до международного. Правда, на международную олимпиаду по математике у нее попали "всего двое" (!) - так она говорит, делая упор на "всего", что мол, и говорить-то тут не о чем. Но многие ли учителя Иркутской области могут похвастать таким результатом?

- Призеров всяких разных у меня был мильён - всех не перечислить. Но я всех без исключения помню. И они со мной связываются, сообщают, если защитились. Учебники мне свои дарят, сборники лекций для аспирантов. Один мне, помню, написал на своей книжке: "Из меня бы ничего путного не получилось, если бы не Вы". И подписался. А я ему говорю: "Ты хоть "этикетку"-то укажи свою". Он и добавил: "доктор наук н. х. с." Я смотрю - понять не могу, что это за НХС? А он поясняет: "не хрен собачий"!.. Докторов-то наук у меня, пожалуй, человек девять или десять. А кандидатов - много, просто потоком идут. Один за другим. На днях у меня была ученица - она директор завода сейчас. Защитила кандидатскую и сразу же взялась за докторскую.

- А как так получается, что у вас столько выдающихся учеников?

- Так и у других получается. Просто у меня больше.

- Но есть же какой-то секрет?

- Надо много времени отдавать ученикам. Заниматься, заниматься с ними все время. И потом если учитель очень хочет, чтобы был результат...

- Но ученикам-то как объяснить, что он необходим, этот результат?

- А у меня непросто учиться. Я очень суровая.

"Работай - да и всё."

"...По расписанию математика каждый день была первой. Еще не зажглось большинство окон школы № 10, а ученики математического класса уже сидели в своем кабинете № 18 на четвертом этаже.

Мы всегда приходили за полчаса до начала занятий. А Валентина Афанасьевна нас уже ждала. "Оболтусы, сибирские валенки!" - гневно кричала она, когда мы приходили неподготовленные, с нерешенной задачей. Мы боялись ее почти так же, как и любили. Ведь не жалея времени и сил, она делала все, чтобы нам помочь..." - такой вспоминают свою учительницу ее недавние выпускники, окончившие школу в 2003 году.

- Когда суровость сочетается с тем, что ты борешься за человека, тогда человек тебе все прощает, - говорит Валентина Афанасьевна. - Я никогда не забуду: привезли ко мне из глубокой деревни ученика, пришел с пятерками, а после первой четверти - одни двойки. Мать его приехала, посмотрела на меня: "чего ж делать то? учится на одни двойки да еще плащ украли? как быть?" А я говорю: учиться. Все меня спрашивали: выведешь его из класса? Никогда! Просто человек попал в такие условия, а я верила, что он будет учиться. И к концу учебного года у него были одни четверки и пятерки. А институт он закончил с красным дипломом и сейчас уже доктор наук... За человека бороться надо. Если за него по-настоящему борешься, разве он потом вспомнит, что его сгоряча дураком назвали?! Никогда не вспомнит, потому что он образование получил и человеком стал!

Вообще у нее учились и учатся целыми династиями, семьями, поколениями. Братья и сестры, потом их дети и даже внуки. Сама Валентина Афанасьевна говорит так: "Если первый выучился - второго не глядя бери: будет учиться."

- А правду говорят, что вы весь Комбинат выучили?

- Весь не весь, но руководителей многих.

Это сегодня они занимают ответственные посты в "Ангарской нефтехимической компании", которую в Ангарске по-старинке называют Комбинатом, а когда-то учились у нее. Валентина Афанасьевна легко называет фамилии, многие из которых на слуху.

Она подливает мне чаю и рассказывает о девчонках и мальчишках, которых она гоняла "в хвост и в гриву". Тут же показывает фотографии: "вот смотри какой дядька солидный, доктор наук, ему уже шестьдесят лет - мой ученик". В это как-то трудно поверить.

Как и в то, что она пять раз становилась лауреатом Фонда Сороса. А для того, чтобы стать "соросовским" учителям, надо чтобы за тебя проголосовали твои ученики. Никакие рекомендательные письма и прошения тут не помогут. В прошлом году Валентина Афанасьевна без труда стала лауреатом Фонда Дмитрия Зимина. По этому поводу ей вреучили медаль и памятный знак "Учитель воспитавший ученика". В 1999 году она стала Почетным гражданином Ангарска. Только - "все это ничего не значит".

- А ЧТО значит?

- Работать надо. Работай - да и всё.

Вот такие параметы.

Больше трех часов мы разговаривали о математике и о жизни. Или лучше выбрать иную последовательность? Трудно сказать, тем более, что без математики жизнь Валентины Афанасьевны представить невозможно. Она рассказывала о том, что ненавидит калькуляторы, которые просто губят детские мозги, лишают их необходимой тренировки. О том, что она с большим скепсисом относится к ЕГЭ: "натаскать к этому тесту можно любого, но натаскать - это же не научить! Тем более математике." О том, что если педагоги хотят, чтобы их ученики добивались хороших результатов, надо обязательно объяснять им и решать сложнейшие задачи с параметрами, на которые в традиционной школе как раз из-за сложности предпочитают не обращать должного внимания. О том, что ей всегда везло на руководителей и просто хороших людей, хотя, конечно, встречались по жизни всякие. О том, как один из благодарных учеников отправил ее в круиз по Турции: "я там, по-моему, одна языка не знала. Но все равно - мир посмотрела!" О том, что способности - это даже не полдела, что гораздо важнее труд - ежедневный, целенаправленный... И много еще о чем мы говорили с этой волевой и сильной женщиной, которая, конечно, не просто "учительница математики", но именно - Учитель. Вот так строго и возвышенно, с заглавной буквы.

И при этом любой наш разговор всякий раз как-то незаметно перетекал в рассказ об учениках, которых она - действительно всех! - помнит. Ни разу не сбилась она, называя фамилии, ни разу не перепутала, кто кем стал и чего достиг. И поначалу я подумала: какая потрясающая память! Но на самом деле память тут лишь на втором месте.

Просто в каждого своего ученика она вложила столько (и в том числе себя), что его уже невозможно забыть. Пусть даже он окончил школу много лет назад!

"... Вы научили нас чувствовать вкус самого процесса решения задачи и радоваться самостоятельно найденному решению, - пишет своей учительнице выпускник 1972 года Анатолий Бухаров. - Даже через 35 лет после окончания школы у меня до сих пор загораются глаза при виде нестандартной задачки и поднимается настроение после ее решения. Привитый Вами логический образ мышления помог реализоваться в жизни не только математикам, но и физикам, химикам, инженерам, экономистам. Спасибо Вам за наиболее яркие школьные воспоминания - уроки математики."

... Когда-то "отец" т. н. неевклидовой геометрии Николай Лобачевский определил математику в "царицы наук". Потому как - "она ум в порядок приводит". В этом смысле калькулятор и вправду - не помощник. Что до царицы наук, то - думаю, Математика не обидится, - я ее видела.

Она живет в Ангарске. И зовут ее Валентина Афанасьевна Васильева.

Газета "Труд", осень 2007 г.

 

Tags: Пахота
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments