Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Каф далет. Рош ха-Никра и граница

Мы едем на ливанскую границу. Для меня, как для журналиста, это звучит лучше и весомее, чем то, что мы едем в гроты Рош ха-Никра – еще одно известное туристическое место на севере страны.

Дело в том, что горы на границе Израиля с Ливаном уходят в морское дно. Вода подмывает их – и так получаются гроты.

Раньше это место называлось Суллам-Цор. Еврейская легенда говорит, что во время скитаний Авраам, проходя земли, где жили бездельники, просил Бога: "Да не будет эта земля моим уделом ". Дойдя до Суллам-Цора, он увидел, что здесь люди пашут, сеют, жнут, и воскликнул: " Дай мне, Господь, в удел часть этой земли ". И Господь пообещал его потомству эту землю. (Так написано в Ежевике).

В чуть менее поздней древности через Рош ха-Никру проходила дорога, соединявшая финикийские Тир и Сидон с Израилем. По ней шли и торговые караваны, и армии. И в том числе, войска Александра Македонского, крестоносцы и британские солдаты начала 20 века.

Во время Второй Мировой в горах пробили туннель, через который проходила железная дорога в Бейрут. Этот туннель во время войны за Независимость был взорван, чтобы не пустить в Израиль ливанские войска.

И вот в этом историческом месте мы находимся. Граница, которая на замке, – наверху. Получается прямо над гротами, к которым мы спускаемся на фуникулере. Но перед тем, как спуститься в сами гроты, мы едем на небольших электромобильчиках вдоль побережья Средиземного моря. Оливковые плантации и банановые плантации, и еще какие-то плантации. Именно так – простираются посадки далеко-далеко и ровно-ровно. Мы приезжаем на смотровую площадку, с которой, как на ладони, видна гора с блок-постом и само море. Тут для нас – в чистом поле просто, - накрыты столы: можно съесть круассан и выпить сока или воды. Нам рассказывают обо всем том, о чем я написала выше, и вероятно, о сельском хозяйстве – неслучайно же нас везли через все эти плантации (кстати, ни одного человека нам не встретилось, как-то все существует самостоятельно, такое сложилось впечатление).

Потом мы возвращаемся к горе (точнее, в гору) и спускаемся, наконец, вниз.

Впечатляют ли гроты? Да, как и любые природные образования, уникальные по своему происхождению и всему такому, что и делает их памятником природы.

Но граница меня впечатляет больше. Это такой примитивный довольно, но совершенно честный, журнализм. Две большие разницы сказать: «я была в гротах Рош-А-Никра» и «я была на ливанской границе». Одно только слово Бейрут – звучит сурово и само по себе похоже на военную сводку.

Когда мы поднимаемся из гротов и фуникулер поднимает нас от подножия горы, на самый верх, я подхожу к самой границе. Это обычные закрытые металлические ворота. Блок-пост расположен над ними, на скале.

На море появляется пограничный катер – он пришел с ливанской стороны. Делает в непосредственной близости от пограничного буя свой круг почета и уплывает обратно. Все фотографируют катер. А потом я прошу фотографа Хаима сфотографировать меня на границе. В совершенно журналистском виде: с фотоаппаратом, висящим на шее, с рюкзаком через плечо, в мятых холщовых штанах и клетчатой рубашке. И ветер с моря треплет волосы. И на лице застыла серьезная суровость…

И вот не поверите. Закрытые железные ворота за спиной и осознание того факта, что прямо здесь была война, серьезная такая война, настоящая, дают какие-то странные внутренние ощущения того, что ты «военный корреспондент». Что, само по себе, на порядок серьезнее, чем участник пресс-тура по Галилее, который приехал знакомиться с жизнью друзов и черкесов и, в том числе, на знаменитые гроты посмотреть.

Там, на ливанской границе, как-то осознается вдруг наличие на улицах молодых парней и девушек с автоматами, которые встречаются просто на каждом шагу по всей стране. Они становятся понятными. 
А мы едем в Хайфу.

Tags: Из-начальное, Номер 32
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments