Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Categories:

О публицистике

Попросили ответить.
Ответила.



1.Что такое для Вас современная публицистика и можно ли говорить, что она существенно отличается от так называемой классической? Есть ли сегодня ключевая проблема, решив которую, общество получит некое новое качество публицистики?
Вопрос из серии с места в карьер. И на тему – «осетрина не бывает второй свежести». Что значит: современная публицистика, классическая публицистика? Принадлежность определенному временнОму промежутку? Тогда ответ на поверхности: как отличается друг от друга тогда и сейчас, так же и отличается то, что это тогда и сейчас переосмысляет. Собственно, это к вопросу о том, что есть публицистика вообще: переосмысление, а не описание. Описательная журналистика – суть репортерство. А вот является ли публицистика журналистикой – это еще вопрос. Вспоминая лекции И.М. Бобровой, могу сказать, что публицистика – это высший журналистский пилотаж, и в некотором смысле уже недолитература (это без уничижения!) Сюда же и вторая часть вопроса: ключевая проблема, препятствующая качественному скачку публицистики, как явления. Ключевая проблема как раз вот в этом самом «недо» - публицистика перестала быть высшим пилотажем, любой очерк рассматривается как публицистическое произведение, любой большой (по количеству знаков) текст – туда же. А происходящее на этом фоне переосмысление (которое зачастую – ЯКОБЫ переосмысление), как неотъемлемая составляющая публицистики, редко вписано в некий общекультурный контекст. Не в сиюминутный, не относящийся к данному конкретному временнОму промежутку, а тот, о котором можно сказать – «по большому счету» (и даже по гамбургскому!). Публицистика – всегда по большому счету. И то, что этот большой счет становится все меньше и меньше и есть – проблема. Тут я должна, впрочем, сразу добавить: мне так кажется, - где интонационно главным будет «мне», а главным по смыслу как раз «кажется». Ага, мне известно, что когда кажется – молиться надо. Но в данном случае я – атеистка.

2.Кого из журналистов или нежурналистов считаете наиболее заметными публицистами в нашем регионе и стране в целом?
Алексей Комаров. Елена Нупрейчик. Юлия Язовская. Евгения Пищикова. Леонид Парфенов. Татьяна Толстая. Дмитрий Быков (не уверена, что он публицист, но читаю с удовольствием, хотя «Гражданин поэт» кажется конъюктурой). Критерий простенький: если попадется на глаза что-нибудь из, обязательно удостою внимания. Человеческий фактор + умеренное любопытство: ну-ка чего новенького? Пищикова – страстная любовь, из-за нее читала «Русскую жизнь». Комаров – учитель, до сих пор свои тексты соизмеряю по «зарезал бы или не зарезал».

3.В Иркутской области практически отсутствует сегодня публицистика в электронных СМИ: на телевидении и радио… Чем Вы можете объяснить это? Нет спроса на журналистику такого рода или чем-то еще?
Предвзятость суждения, когда считается, что народу надо дать, то, что ему надо. При том, что это самое «надо» определяется узким и ограниченным (в обоих смыслах) кругом принимающих решение. С другой стороны, нет и тех, кто взялся бы за проблему (ну или за тему) с дотошным удовольствием. Стремясь, прежде всего, получить кайф для себя (работая, в процессе), без этого ныне обязательного подхода «сколько на этом можно заработать». Ничего нового не сказала, знаю… Разве что еще пару фраз вдогонку: электронные СМИ давно уже соревнуются в скорости, кто быстрее, тот и крут (читай – и прав тоже). А настоящая добротная публицистика в спешке не рождается.

4.Считаете ли Вы себя сами публицистом?
Сложно сказать. Сейчас, пожалуй, нет. Все реже возникает желание высказаться по какому-нибудь поводу. А уж переосмыслить – тем более. Все чаще так, побрюзжать у себя в жжшке.

5.Как думаете, насколько серьезно на Ваше творчество (выбор событий, проблем и персон для обсуждения, подходы к разработке тем, наличие или отсутствие моралите и другое) влияют особенности Вашего характера, Ваши уверенности и страхи?
Стопроцентно. Когда беседуешь с человеком – впускаешь его в себя. То есть не к нему в душу лезешь, а наоборот – стараешься настроиться на его волну, пытаешься начать мыслить как он, стремишься увидеть мир его глазами. Такая специфическая отражательная способность. (Именно поэтому цикл очерков называется «Зеркало», кстати) У меня есть такая способность. И я ей умею пользоваться.

6.Есть ли у Вас жизненное и творческое кредо, девиз?
Прежде чем написать что-нибудь, посмотри, как прекрасен чистый лист бумаги. (Древнекитайская мудрость).

7.Каковы Ваши творческие планы? Связаны ли они сейчас с публицистикой?
Мне надо закончить книгу об истории Восточно-Сибирского речного пароходства.
Мне надо сделать продолжение «Стеклянных шахмат» - книгу «42», в соавторстве с моей художницей Люсей Дурасовой.
Мне надо заработать денег, чтобы съездить в Иерусалим (сильно надо).
Мне надо продолжать участвовать в жизни своих сыновей (в разной степени количества, но с неизменной степенью качества).
Два последних пункта имеют, возможно, даже большее отношение к творчеству, чем два первых. И ни один из них не связан с публицистикой.



Tags: НеЛюбовь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments