Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Минус работа, плюс концерт

10 сентября в филармонии в рамках "Звезд на Байкале" состоялся концерт симфонического оркестра, вместе с которым поочередно солировали - гитара, баян и виолончель.
Как это было?..

Позволю себе начать со столь любимого мною предисловия. Вообще мне, пожалуй, стоит, написать целую книгу предисловий - так уж получилось, что они у меня частенько важнее самого текста (а может, это от боязни вступать в текст - ведь всегда вступаешь как в неведомые земли: куда-то оно выведет, да и выведет ли?..)
На сей раз предисловие, - а точнее бы сказать предыстория, потому что события тут важнее слов, - должно быть предельно конкретным. И предисловие такое: на концерт мне идти не слишком хотелось. То есть я понимала следующие антуражные моменты: ну да, "Звезды на Байкале", когда еще ОНИ к нам приедут; ну да, замечательный Струлев, которого я не просто знаю, но и люблю; ну да, сумела достать хорошие билеты почти в оптимальном месте (предмет гордости); ну да, филармонию я люблю больше музыкального (даже не знаю почему - душно, трамваи, но зато - Дух музыки). Однако на всякое "ну да" было свое "зато". Зато неделя была - звездно-напряженная, под знаком неоплачиваемой работы (соискательство хорошего места требует жертв), а потому единственное, чего хотелось - "забыться, умереть, уснуть и видеть сны...". Зато ответ-результат этой соискательской работы мною так и не был получен (хотя обещали именно в пятницу, в день концерта). И вот все это нервное напряжение требовало скорее тишины, чем музыки.
... Забегая вперед, скажу, что ожидаемого "и как же отлично, что я все-таки пошла на этот концерт" не будет (ну или почти не будет - я всегда была сторонницей внутренних компромиссов). Потому что "тишина - ты лучшее из того, что слышал". Тем не менее, все перечисленное не помешало мне отметить, что концерт был преотличнейший. Судя по бешенным аплодисментам - преотличнейший в целом по уровню исполнительского мастерства (иркутскую публику не обманешь, это все говорят). Но и для меня тоже, потому что когда место тишины заполняет ТАКАЯ музыка - это адекватная замена. То есть я хочу сказать, что если бы мне удалось тем вечером попасть в тишину, то, скорее всего, результат моих размышлений был бы такой же. Но где ее, тишину, среди города, среди начавшегося учебного года, когда нельзя ВСЕ БРОСИТЬ, взять... А тут - Музыка.
Собственно, мизансцена простенькая. На входе в филармонию - телефонный звонок: "... поздравляем... но... если вы согласны на командировки, то вы приняты на работу в нашу компанию... ждем ответ в понедельник...".
Ясно (для меня - ЯСНО), что вот это коротенькое "но" - определяющее. Именно из-за него получается такое "да", которое на самом деле - "нет". Отсюда - в голове крутятся всего три коротеньких слова "вот и все". И должен еще пройти путь от безысходного "вот и все" до того "вот и все", лучшим синонимом которому является "наконец-то". Ведь, как известно, отрицательный результат - это тоже результат.
В чем прелесть музыкального события именно в такой момент? Музыка волнение превращает в волны. Конечно, не всякая музыка и не любое волнение. Но ТАКАЯ - безусловно. И хотя волноваться уже незачем (вот и все...), именно как волнение лучше и проще определить всю гамму чувств, среди которых разочарование, отчаяние, обида, тоска, страх, немного паники. Одним словом - волнение. Но - вступили скрипки, им завторили виолончели. А потом и соло...
Я не очень люблю все эти "гармошки", но, конечно, нельзя не отдать должное баянисту. Я не очень понимаю, когда в классическом концерте, выстроенном по классическим правилам, солист может позволить себе выйти на сцену в шляпе (а-ля Армен Григорян), но виртуозность помогает на эту дурацкую (простите) шляпу закрыть глаза. Я не считаю, что надо горячо и с восторженным придыханием сообщать, что "на этот концерт маэстро прилетел к нам из Парижа..." (понятно, что мы тут провинция, но так-то подобострастно тоже вряд ли стоит)... То есть это я о том, что если хочешь придраться - всегда найдется к чему. А когда придираться, даже при всем, якобы, желании, как раз никакого желания и нет - значит, все получилось.
Я просто плыла в музыке под внутренний рефрен "вот и все". Не знаю так ли это на самом деле (то есть в том случае, когда сознание не замутнено внутренними рефлексиями с оттенком безнадежности), но Пьяццолла именно таким мне и показался - волнообразным, когда брызгами рассыпались баянные рваные переборы, а гитара добавляла им искрящегося света. Вот и все, и это не так уж плохо... На горизонте все отчетливее маячило то самое озеро надежды. Не знаю, как там с точки зрения географии, но с точки зрения психологии - из море отчаяния по волнам музыки вполне можно попасть в озеро надежды.
Кстати, совершенно попсовая метафора (привет, Алла Борисовна!) здесь неслучайна. Ибо тот самый Струлев - большущий любитель экспериментов, - исполнял самую что ни на есть попсу - вариации на темы "АББА". А также попурри из песен военных лет. В таких случаях принято говорить - зал стонал. Это было не просто круто и мастерски, но еще и очень стильно. Никто и не сомневался, что Струлев - блестящий. Но когда он раз за разом это доказывает (не доказывая!), понимаешь, что играет он не в провинции, а для тех, кто любит музыку. Существенная, кстати, разница, при всем нарушении логики.
Хотя, справедливости ради, больше на коне в тот вечер был все-таки баянист. Струлев вообще очень быстро сбежал (с Мацуевым, который его поджидал за кулисами - надо полагать, на аукцион) - и даже не стал бисировать. А вот баянист - отыграл и был принят по полной программе. В паре с гитаристом они выделывали такие музыкальные выкрутасы (и даже хулиганства), что получалась полная иллюзия присутствия на джем-сейшене, когда - "а как ты ответишь на вот такую синкопу" - "ха, удивил, что ты скажешь вот на это...". Собственно, это джем и был - импровизация на тему, диалог баяна и гитары, при поддержке симфонического оркестра.
Гитариста хотелось назвать (мне) "раскудрявый пуделек". И если представить, что в таком определении нет изначальной пренебрежительности (которой не должно быть ни в коем случае), то именно такой он и был: веселый, жизнерадостный, восторженный, гибкий. И даже гитара его была прежде всего - звонкой. Что не мешало ей по испански плакать и стонать.
Поскольку с окончанием концерта жизнь должна была продолжиться, надо было прийти к какому-то условному знаменателю, который ознаменовывал бы собой окончание данного этапа. Тем более, что по опыту известно, если в кратчайшее время к знаменателю не прийти, то эта дробь будет не просто барабанной по мозгам, но с математической педантичностью станет делить жизнь на все более мелкие кусочки бессмысленных рефлексий. Отчего жить станет совершенно некогда (или в более мягком варианте - просто не в кайф). Потому при помощи Пьяццоллы, Родригеса и незабвенных шведов мне удалось за два с половиной часа сделать следующие предварительные выводы.
1. Все что не делается - к лучшему (именно НЕ делается в данном случае). Таким образом, лучшее ждет меня впереди.
2. В компании не всегда требуются лучшие, достаточно просто хороших исполнителей. Потому что лучшие могут, например, иметь свое мнение, а это не всегда и, уж тем более, не всем нравится.
3. Никогда не переоценивай себя. Но и недооценивай тоже. Когда тебе говорят, что "ты - победитель, но...", знай, что это один из вариантов: либо п. 2, либо то, что твое самолюбие щадят и на самом деле, ты - не победитель. (А вот понимая и принимая это ты как раз поднимаешься на одну ступень, потому что становишься чуть выше суеты.)
И наконец, самое главное. Передо мной снова открыты все двери! Радоваться этому восклицанию, честно говоря, трудно. Но и плюсы свои здесь неизбежно есть. Потому что я продолжаю заниматься изданием книги, раз. Потому что я по-прежнему домашняя мама, два. Потому что то самое лучшее ждет меня впереди, три. Последнее утверждение, конечно, не факт. Но ведь я буду стараться.
По крайней мере, постараюсь стараться.
А еще - вот прямо сейчас! - мне кажется, что я придумала себе работу. Так что буду думать головой:)

Tags: Майселф
Subscribe

  • Зерно №546

    Боюсь, наступит момент, когда я не смогу сориентироваться в том, что происходит... Юрий Норштейн (очень четко сформулировано то, что я ощущаю…

  • Тирания заботы

    .

  • Как нам отвечают

    Первое и главное — нам отвечают ВСЕГДА. Когда мы четко и прямо формулируем вопрос (пусть даже н выглядит как риторический) — ответ будет. И очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments