Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Радуга шестая и последующие

Необходимое пояснение к последующему тексту. 
Он уже был опубликован однажды - осенью 2009-го, - в блоге Мудрой Нерпы, который я вела на сайте "38+". Сейчас это - сайт-магазин (или как правильно называется?). Адрес у него прежний  - http://38plus.ru/ . Всем рекомендую:)
Поскольку я решила "начинать продолжать", то вполне логично включить сюда и те прошлогодние записки.


Книга - как песня. Только наоборот. Из песни слова не выкинешь, а в уже готовую книгу - не вставишь Короче говоря, книга уже издана (и во второй раз даже с дополнением в виде "Радуги пятой"!), но истории-то не заканчиваются.

Как и радуги

* * *
Матвейка отравился. Ему нехорошо. Лежит с горестно-трагическим выражением лица на кровати. Надо желудок промывать, а потому просто пить побольше, ну и так далее... Тем не менее озабоченная мама приплясывает вокруг ребенка:
"Матвейка, а Матвейка, а ты попить еще не хочешь... а может, тебя укрыть... а тебе не жарко... а может, лучше вот так лечь..." Все в таком навязчиво-заботливом духе, короче говоря.
Матвейка стоически заботу переносит: "Нет, мама... спасибо, мама... не стоит, мама..."
Но мама не унимается. Все ж таки сынок лежит бледный, не такой взрослый - девять лет всего, - надо же его как-то... И вот она во время очередного "приступа заботы" говорит:
"Матвейка! Может, тебе книжку почитать?"
И тут Матвей, наконец, не выдерживат:
"Мама! Вопрос не стоит: как меня развеселить! Вопрос стоит: как сделать так, чтобы мне не было так фигово. А это, как ты понимаешь, само пройдет постепенно. И вовсе не от того, почитаешь ты мне книжку или нет".

* * *
Сидим на даче: двое младших, бабушка (моя мама) и я. И вот Глеб в приступе мужской нежности мне говорит:
- Мама! Ты моя принцесса!
Бабушка реагирует тут же и, с точки зрения стандартной логики, совершенно верно:
- Раз мама принцесса, тогда я - королева.
Глеб окидывает "королеву", которая только что пришла с грядок, оценивающим взглядом, потом выдает вердикт:
- Нет. Ты не королева.
- А кто же я? - не сдается бабушка. На что тут же получает ответ:
- Ты не королева. Ты - КРЕСТЬЯНИЩА.

* * *
Семену в этом году исполняется уже восемнадцать. Со всеми вытекающими последствиями.
И вот как-то он мне говорит, как бы про между прочим:
- Кстати, мама, я тут курить начал. Ну, ставлю тебя в известность, чтобы для тебя это не было неприятной неожиданностью.
Мама, конечно, завелась. Причем завелась следующим образом:
- Боже мой! денег в семье нет, а он еще курить!..
- А как же мое здоровье? - успел вклиниться слегка ошарашенный таким поворотом сынок.
- Да причем здесь твое здоровье!? - продолжаю я, - Со своим здоровьем ты сам разбирайся. А вот то, что ты теперь планируешь тратить деньги, которые я тебе даю...
Ну и все в таком духе.
Прошел месяц. Привычка к курению сформироваться не успела и плавно сошла на нет.
И правда: а зачем курить, когда не запрещают?

* * *
Матвейка уже в том возрасте, когда в отношении его надо успевать делать всякие штуки. ну то есть маленьких, к примеру, можно потискать, а Семена попробуй-ка потискай. Или все эти поцелуйчики, называния "зайкой". Когда ребенок (тем более мальчик) вырастает, его уже "зайкой" если и назовешь, то только в ироническом ключе.
И вот Матвейка как раз находится в состоянии переходного периода, когда его еще можно потискать (условно говоря), но уже меньше, не так активно, а скоро и вообще на нет сойдет.
Как-то раз мы валялись с ним на кровати, смотрели какое-то кино. И вот я беру его руку и целую в ладонь - от избытка материнских чувств. А он так легко одними губами усмехается и выдает:
- Вообще-то для папы Римского - маловато...
Когда пошел черный юмор такого порядка, надо держать ухо востро!

* * *
В продолжение темы черного юмора.
Сидим обедаем всей семьей, включая бабушку (мою маму). И зашел разговор о диетах. Матушка моя роняет такое замечание:
- Да что там диеты! Вот я, к примеру, пешком хожу на Подстанцию (то есть имеется в виду, что за три автобусных остановки).
Матвей тут же скептически усмехается, добавляя:
- За кексами!

* * *
- Мамочка моя! Дай тебя поцелую! - это у Глеба прилив нежности.
Вклинивается бабушка:
- А меня?
Смотрит на нее удивленно:
- А тебя зачем целовать? Ты же не женщина!!
Все наблюдающие сцену выпадают в осадок. Попутно вспоминается анекдот: "Я же говорил тебе, что она - самец!". Наконец, просмеявшись, бабушка спрашивает:
- А кто же я?
- Как кто? Ты - бабушка!!

* * *
Идем с младшими мальчишками в магазин. говорим о том, о сем. И вот я им в качестве примера рассказываю, что когда мы были совсем молодыми и Семену было всего года четыре, мы снимали квартиру, и денег ни на что не хвататло. И вот в конце лета я заготавливала смородиновые листья, чтобы не покупать чай.
- С тех пор для меня смородиновые листья - это такой своеобразный символ бедности, - подытожила я (хотя я прекрасно понимаю, что это не просто вкусно, но и полезно к тому же. И тем не менее).
- Вообще-то, - начал Матвейка (а когда он так начинает, значит, "щас споет"), - В качестве символа бедности тамплиерами использовался такой факт: чтобы показать, что они бедные, они на одном коне ездили по двое...
И дальше прочитал небольшую лекцию о крестовых походах.
... На днях Матвейка сказал, что его интересует личность Че Гевары.
Мне уже пора опасаться? Или в девять лет он какую-нибудь революцию устроить пока еще не в состоянии?

* * *
Семен принес фотографию со свадьбы, на которой он был свидетелем. Матвейка смотрит внимательно, потом спрашивает, указывая на женщину-регистратора:
- А это кто? Загша?..
Отличное словцо! Равно как и словцо, выдуманное парой дней назад самым младшим.
Приехали мы к моему брату в Хомутово, где он дом себе строит. Стройка в самом разгаре. То есть все свалено в разные кучи + какие-то непонятные, но весьма причудливые и живописные конструкции. Глеб, указывая на одну из них (что-то типа покосившихся строительных лесов) вопрошает дядюшку:
- Это что еще за хуитина?
Все сразу: откуда взял, откуда взял... Да не откуда! Само родилось - от избытка впечатлений!

* * *
Встаю утром - на зеркале записка.
"Дорогая мама! Поскольку я сегодня собираюсь съездить по делам, не могла бы ты оставить мне 60 рублей на проезд. Впрочем, если нет такой суммы, то сколько можешь. Спасибо. Хорошего дня!"
А вы бы сколько оставили?..
Вот и я - сотню.

* * *
А еще на деньги можно разводить так.
Даешь двум старшим на карманные расходы, и тут же прискакивает маленький прихлебайка, у которого расходов пока нет, но зато есть карманы, а также копилка - самая настоящая, куда так приятно монетки опускать! И вот молодой человек подбегает с копилкой:
- И мне на расходы тоже дай!
Даю ему мелочи. В ответ презрительное возмущение:
- Что мне эта мелочь... Дай мне бумажную денежку, как им. И кстати, можно даже такую - один, ноль, ноль.
- А тебе, дружок, жирно не будет - с такой денюжки?
- Не будет.
- Да она же и в копилку к тебе не влезет!
- Ты, главное, дай. А я уж придумаю, куда ее положить!


* * *
- Матвей! Зови, наверное, уже папу есть!
- Папа! МАма просила передать, что она тебя зовет есть! Наверное.

* * *
Едем на трамвае. Матвей говорит:
- Надо же какие изысканные трамваи в Иркутске! У них поручни - из ИСКУССТВЕННОЙ СЛОНОВОЙ КОСТИ!


* * *
МАтвейка любит (и умеет!) рассказывать анекдоты. Знает целую кучу. И вот Глебу - тоже надо! Все ж таки пример старшего брата. Но поскольку читать Глеб пока не умеет, (а откуда еще анекдоты взять?), он решил их придумывать. И придумал целую серию.
Самое для меня поразительное, что он придумал также сквозного анекдотного героя. У героя есть только фамилия, что совершенно грамотно с точки зрения жанра.
То есть, конечно, все эти небольшие истории, которые сочиняются тут же по ходу, не являются анекдотами в чистом виде. Но надо же делать поправку и скидку на возраст автора (5 лет). Опять же в этих "анекдотах" главным, кроме героя, является как правило, первая фраза, которая задает тон повествованию. А дальше идет собируха - не всегда удачная, и тем не менее.

Героя зовут Пардонов!
Вот один из наиболее удачных примеров.

Как-то раз Пардонов пришел в зоопарк и увидел льва. И думает: интересно, поборет ли лев крокодила? Потом увидел крокодила и думает: поборет ли крокодил льва? Но крокодил со львом бороться не стали. Так Пардонов ответ и не узнал.

На мой (даже не материнский - хотя и это, само собой, тоже!) вкус - отлично сработано!

* * *
Первого сентября, как и положено, ходили всем табором на линейку к Матвею. Все ж таки четвертый класс. Букет в зубы и - вперед навстречу знаниям.
Знания не замедлили явиться.
Сначала выступала директор. Говорила, как и положено, сухим протокольным языком о том, что детям в школе рады, что мы все как один в едином порыве, дружными рядами... Короче, нормальная стандартная речь, без изысков. Разве что в самом конце приятно порадовала мой филологически извращенный слух таким опусом: "и надеюсь все у нас с вами будет по плечо!"
А потом вышла завуч. Согласно неписанному сценарию (а может, и писаному) завуч должна была внести в сухой протокол немного мягкой и женственной лирики. И выбрана для этого была форма не менее стандартная - завуч читала стихи. Не знаю, собственного ли сочинения, но стихи повергли меня в отличное настроение (нелохо сказано, согласитесь: повергнуть в отличное настроение )
Две предпоследних строчки были такие:

Я желаю вам мозги всем развивать,
Чтобы мысль ключом в них билась...

И если бы не моя истерика и не лихорадочные поиски ручки, чтобы записать этот едевр, я бы, возможно, запомнила и финальные две. А так получилось, что сия поэза утрачена безвозвратно.
А спросить у завуча я, конечно, постесняюсь. Вдруг она сама это сочинила


Кстати, первое сентября прошлого года было отмечено не менее приятным приобретением.
Подходим к школе, и на ступеньках лестницы, ведущей в школьный двор валяются несколько крупных декоративных веток (ну или как это правильно называется? листьев травы? привет Уитмену ), вывалившихся из чьего-то букета. Ну точь в точь пальмовые листья! И Матвейка тут же комментирует:
- Надо же! В прошлом году к нам на линейку приезжал мэр... (на самом деле только его заместитель - ну, не важно). А в этом году пожаловал сам Иисус!


Вспомнилось из прошлого.
Начало девяностых годов, моему первому сыну четыре года - самое время плотно заниматься его музыкальным образованием. И мы идем в органный зал. Там - высокие и жесткие островерхие деревянные троны вместо сидений (ах, как жаль, что тех тронов больше нет, что их заменили на мягкие и удобные, но такие стандартные кресла!). Мы садимся с сыном во втором ряду и видим орган. На музыкальный инструмент он совсем не похож - слишком огромен, особенно в четырехлетнем восприятии. Выходит органистка и - сразу же мощно начинается Бах. Сын ошеломлен звуковой волной, что не мешает ему отследить знакомую мелодию. Он притягивает мою голову к себе и кричит мне в ухо: "Будто бы сейчас начнется "Человек и закон"!" Правда, случайно, он попадает в паузу, отчего эти слова громом разносятся по всему залу. Раздаются приглушенные смешки. И даже органистка слегка поводит плечами...
август, 2009 г.
Tags: Всходы
Subscribe

  • Зерно №546

    Боюсь, наступит момент, когда я не смогу сориентироваться в том, что происходит... Юрий Норштейн (очень четко сформулировано то, что я ощущаю…

  • Тирания заботы

    .

  • Как нам отвечают

    Первое и главное — нам отвечают ВСЕГДА. Когда мы четко и прямо формулируем вопрос (пусть даже н выглядит как риторический) — ответ будет. И очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment