Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Валерий Шевченко: Цветное черно-белое кино.

Я его о стольком не спросила... Например, любит ли он снег? Ну, как я могла забыть про снег!? Возможно, у него была какая-нибудь потрясающая история, которую он рассказал бы, а я сидела бы, раскрыв рот, и слушала.
Собственно, из-за этого я и не задала массу вопросов, которые хотела и которые должна была. Как то само собой осозналось, что Шевченко не надо перебивать - надо просто внимательно слушать, что он говорит; смотреть, как говорит, и при этом стараться не упустить. Мало ли когда он приедет снова.
Известный иркутский фотограф Марина Свинина, которая нас и познакомила, предупредила: только не надо говорить про его отъезд из Иркутска - и так все только об этом и спрашивают.
Потому про отъезд мы не говорили, зато говорили про приезд.
Нынешним летом Валерий Шевченко приехал в Иркутск снимать кино. Обычное нормальное авторское кино на тему "Я люблю тебя, Иркутск". Заданность темы могла бы помешать подлинному авторскому кино, но только не для Шевченко. Потому его фильм о любви к Иркутску называется "Табурет".
 
 - Я читала сценарий - там ведь и вправду про табурет...
 - Ну да. Но не обязательно снимать памятники, городские улицы... Можно рассказать просто свою иркутскую историю. Про иркутян. Про себя. Это вообще МОЯ история - я тоже рос без отца. И потом, не хотелось мне снимать город - все эти привычные виды. Мне хотелось снять деревню. Я же сам в таком поселке вырос - на Трактовой, в деревянных домах.
 - А дом, который в фильме...
 - Это в Смоленщине. Все так случайно сложилось… Хотя, конечно, это большая авантюра, и если бы не помощь друзей, у меня ничего не получилось бы...
 
И Шевченко подробно рассказывает, как писал Марине Свининой письма - "мне нужны твои глаза, твой высочайший уровень фотохудожника". Как посмотрел портфолио и пригласил быть оператором Славу Столярова. Как сначала собирались делать кино на Ольхоне, где такие нереальные космические пейзажи, отчего сон главного героя надо было снимать только там - "такая панорама, такая равнина, вода, луна..." Как директором фильма стал старинный друг Андрей Ящерицын: он и дождь помогал делать – сначала добывал пожарную машину, которая для киношников готова была работать всю ночь, потом сам держал шланг, работая водолеем… Да и в свой дом в Смоленщине на съемки привез.
Шевченко вообще умеет собирать вокруг себя вроде бы обычных людей, которые (именно собравшись вместе!) начинают творить чудеса. Или проще и короче – творить.
 
 - Расскажите про актеров.
 - В роли отца снимался Андрей Винокуров – мы с ним были знакомы еще со времен Дворца профсоюзов. Мать – Настя Пушилина, актриса драмтеатра, она очень по типажу подошла – нужно было такое простое лицо. А вот на роль Борьки…
 
… И Шевченко в красках рассказывает, как заработал на этом пару десятков седых волос: завтра снимать – а главного героя до сих пор нет. И тут помог Валерий Кирюнин, который уже много лет возглавляет Дом народного творчества и все творческие коллективы области знает как свои пять пальцев. Кирюнин вспомнил, что видел в одном сельском спектакле в роли Маленького Принца парнишку – Володю Выходцева…
 
 - Срочно позвонили в Усолье, потом в Мишелевку – и вся деревня бегала Вовчика искала, а он на речке с мальчишками рыбу ловил. А тут – быстро собирайся, мама ждет, срочно надо в Иркутск ехать! Мама привезла его и сразу на кастинг. Я как раз занят был на просмотре, и потому попросил Марину – идите на улицу, несколько снимков сделайте. Потом Марина возвращается и говорит: это стопроцентное попадание. Стал я с Вовчиком беседовать – дал ему этюд какой-то, но уже сразу понял: он. Потому маму мы отправили домой и на съемках жили с ним вдвоем: вели холостяцкую жизнь – он готовил салаты, я мыл посуду, потом менялись.
 - А Вовчик знал, кто вы такой?
 - Нет, откуда? Так мы и познакомились: я – Шевченко, а я – Вовчик. Сниматься будем? – Будем. – Ну, иди читай сценарий.
 - Кстати, а кто написал сценарий?
 
И здесь, оказывается, тоже история. Надо было снимать дипломный фильм во ВГИКе (в прошлом году Шевченко окончил этот вуз), а сценарий не было. Было, но все не то. В итоге Шевченко посоветовали посмотреть начинающих сценаристов на курсе Арабова. И среди них была Даша Кукшанова, а у нее сценарий «Борька»: там ребятишки ворожили ночью, хотели вызвать дух Наполеона, а неожиданно появился Борькин отец…
 
 - И это мне сразу понравилось: я люблю такое сочетание мистики и реальности. На грани. Мы встретились с Дашей и стали эту историю «разминать». И чем больше разминали, тем больше эта история становилась обо мне. Я тоже с мамой жил, знаю, что такое без отца… Сначала были прописаны какие-то диалоги-монологи, но мне интереснее действие, потому мы оставили самый минимум слов: «да», «нет», «снился отец»… Это то, что я люблю в кино: не разговоры, а действие. Должно быть событие из действий. Пусть будет простая деревенская история, но должна быть какая-то изюминка, которая мне близка. Иначе это уже не я.
 - Это история вне времени?
 - Конечно. Она могла произойти и после и до войны, и в 60-е годы, и прямо сегодня. Марина рассказывала: женщина прочитала сценарий и уже плакала – ой, это про меня. Значит, попали в десятку.
 - При том, что история очень простая: мальчику снится отец – приходит ночью и садится на табурет; мать ломает табурет - мальчик его чинит. Вот и все. Отчего же такой эффект?
 - Отношение к табурету у сына и у матери разное. Табурет для сына - это отец, но в плюсе. Нормальное мальчишеское желание, чтобы отец был рядом: хотя бы увидеть его, потрогать, поговорить с ним, понять его. У каждого ведь своя правда: у матери своя, у отца своя. И разбивая табурет, мать ломает цепочку «отец-сын». И мне важно было, что она ломает ножку - то есть возможность отца еще раз прийти. Потому она на следующий день спрашивает: «Ну что, приходил?» – «Нет». Но всю ночь его ждет... Мы, кстати, сегодня доснимали табурет днем, а потом я его себе забрал – думаю, пусть у меня лежит. Пришел домой к маме, открываю «тещину» комнату, а там – сломанный белый табурет лежит, мамин. Теперь у меня два табурета. Мистика?..
 - Как в «Третьем желании»? (так называется один из фильмов Валерия Шевченко. – В. З.).
 - Это по рассказу Роберта Шекли – у него просто гениальный сплав жизни и мистики. Но это продюсерское кино. А мне всегда хотелось снимать авторское. Продюсерское кино – это, как правило, «вилка» для режиссера: кто платит, тот и заказывает музыку. Потому надо зарабатывать имя и самому становиться продюсером, чтобы тебе под твое имя доверяли большие деньги на кино.
 - Это такой стандартный путь, который проходит человек творческий: актер, режиссер, продюсер… Вот вы выросли из актера или переросли его? Как вы сами определяете?
 - Все не так просто. Тот случай, когда ты и актер, и режиссер, и продюсер, и сам за киноаппаратом стоишь – уникальный. Яркий пример – Чарли Чаплин. Но по большому счету, каждый все-таки должен заниматься своим делом. И хотя мне нравится лицедействовать, я сейчас все же ближе к режиссуре. Хотя прекрасно понимаю актера – изнутри. Потому мне и с актерами на площадке легче общаться.
 - А для «Мимолета» вы кем были?
 - Всем на свете.
 
И, конечно, мы говорим про «Мимолет», про то, чем он был для города, как он появился и как закончился. Про то, что главным была не идеология, а идея, и что самое главное – она была: улыбалась классической белой маской, на которую только мимы имеют полное право.
Потом Шевченко вспоминает Иркутск своего детства. Вспоминает, как после школы пошел работать на Авиазавод, а там были такие «клоуны» - только держись: умело тырили с завода фанеру («зачем она нужна вообще эта фанера?»)… Параллельно с работой была цирковая студия при заводе им. Куйбышева, откуда его позвали на самые настоящие гастроли по Казахстану, вернувшись из которых он сразу загремел в армию («вот если бы у вас, Шевченко, зрение было девять с половиной, а не девять – тогда вы бы в армии не служили, а так – годен»). А в армии он даже написал заявление добровольцем в Афганистан – потому что пообещали, что на полгода раньше демобилизуют. Но от Афгана как раз зрение спасло.
А потом было Иркутское театральное училище, курс Венгера, потом – ГИТИС, курс Шалевича и Гаркалина. И все время с ним был Его Театр.
Шевченко делал театр. Но и театр делал его – таким, какой он есть.
 
 - У вас три желания наготове есть?
 - Не знаю. Нет, наверное… Я не готов ответить. Когда такие вопросы – я сразу ухожу не в ширину, а в глубину. Мне просто надо ставить спектакли и снимать кино. Говорят: вот Шевченко в кино пошел… А куда мне идти? Театра у меня сейчас нет, но кино - это же такой маленький театр, который собирается на хорошую интересную работу и ее совместными усилиями делает.
 
«Шевченко обладает потрясающим умением собирать вокруг себя людей, - говорит Марина Свинина, - И при этом происходит вот что: все вдруг чувствуют себя неимоверно счастливыми от того, что собрались вместе. Вот в этот раз на съемках фильма родилась настоящая брендовая фраза, сказанная 84-летней хозяйкой дома в адрес съемочной группы: «Если бы вы были цыганским табором, я бы ушла вслед за вами». Это какая-то одному ему известная магия – сделать ТАК».
 
- Валерий, как вы это делаете?
 Шевченко пожимает плечами. Молчит. Потом говорит ожидаемое:
 - Я просто делаю то, что мне нравится.
 - А оранжевый цвет вам тоже нравится? (мы сидим в оранжевом зале одного из иркутских кафе, на оранжевых стульях и за оранжевыми столами, а на Шевченко – еще и оранжевый джемпер).
 - Нет. Это просто шутка. Оранжевый не мой любимый цвет. Мой любимый – ч/б. Мимы – они же все черно-белые. И мир у них такой же, и отношение к плохому-хорошему…
 - И кинематограф?
 - А кинематограф у нас цветной.

Журнал "В хорошем вкусе", октябрь 2011 г.


Tags: Пахота
Subscribe

  • Зерно №546

    Боюсь, наступит момент, когда я не смогу сориентироваться в том, что происходит... Юрий Норштейн (очень четко сформулировано то, что я ощущаю…

  • Тирания заботы

    .

  • Как нам отвечают

    Первое и главное — нам отвечают ВСЕГДА. Когда мы четко и прямо формулируем вопрос (пусть даже н выглядит как риторический) — ответ будет. И очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments