Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Categories:

Евгений Гришковец: "Я - человек с отчетливым пониманием нормы".

Закончились съемки фильма «Сатисфакция» – совместного проекта иркутян Юрия Дорохина, Анны Матисон и москвича Евгения Гришковца. В течение 20 дней жители областного центра и окрестностей наблюдали процесс кинопроизводства – с удивлением, любопытством и даже определенным восторгом. Прямо скажем, наш город нечасто становился съемочной площадкой для полнометражного кино. Съемки закончились, а значит, можно сказать, что половина дела сделана. Остался монтаж и «постпродакшн». «Это уже не столь захватывающе, – говорит Анна Матисон, – надо будет просто долго сидеть за компьютером». Монтаж планируется закончить в октябре. Дальше создатели фильма пока не загадывают. Разве что Евгений Гришковец обещает приложить все усилия, чтобы кино увидело как можно больше людей: «У нас не было планов снять арт-хаус, этакое «кино не для всех». Напротив, нам хотелось сделать такое кино, которое...». А вот, кстати, какое? И все ли из задуманного получилось?  - В нашем сценарии сценарии есть и слезы, и ненависть. И все-таки это фильм про нормальных людей. И про современность. А то сегодня если снимают кино про современность, то обязательно про то, как все плохо, и про какие-то маргинальные слои. Про тех, кто в театры не ходит и книжек не читает. А мы хотели сделать просто кино про нормальных людей...
- Вы довольны  результатом?        
 
- Нам повезло и с погодой, и с командой. Все, что наметили, мы сделали. Процесс был длительный и стремительный одновременно. Но я был в нем всего лишь актер. А за весь отснятый материал отвечают эти два человека - Аня и Юра. Они говорят, что все сделали бескомпромиссно, по-настоящему и именно так, как хотелось.

 
- А вы как считаете?

 
- У меня человеческие ощущения от всего случившегося - прекрасные. Сейчас надо чуть-чуть отдохнуть и подвести итоги, потому что полученный опыт - огромный, интересный и бесценный. У меня ведь до сих пор не было такого опыта работы - сняться в главной роли в большом фильме. Также как и опыта реализации собственного сценария - точнее, мы писали его вдвоем с Анной. И последние 10 суток - только ночные съемки! Десять ночных смен подряд - такого в моей жизни тоже до сих пор не было!

"Я никогда в жизни не носил костюмы. Наверное, в последний раз у меня было то, что можно назвать костюмом, чехословацкого производства еще в университете. Он на мне плохо сидел, и я не любил его носить. А другой было купить невозможно, да я и не видел смысла. С тех пор мне как-то не было надобности и причины носить костюм. Но вот сегодня я облачился в темно-синий, специально для меня подобранный итальянский тонкий костюм и сразу почувствовал, что зря прожил много лет..." (Из "живого журнала Е. Гришковца)

 
- А самое сильное впечатление?
 
- Пожалуй, то, что мы снимали фильм последовательно, что вообще бывает довольно редко. Часто ведь снимают как: начало, потом - конец, потом серидину, или еще как-то. А здесь все получилось по порядку, и потому я также последовательно выстраивал свою роль. Другое впечатление - почти во всех фильмах, где я играл, мне приходилось переписывать сценарий. В итоге почти всегда я говорил текст, который написал сам. Даже "В круге первом" я написал слова за своего героя, и Солженицын их одобрил. А здесь - это наш с Аней сценарий, и я играю своего сегодняшнего современника, того же возраста и поколения, кого знаю и с кем рядом живу...

 
- ... и кто читает ваш "живой журнал". Как вам вообще пришло в голову ежедневно рассказывать о процессе съемок в своем блоге?

 
- В первый раз я снимался в кино, когда мне было 35 лет. И я просто не представлял себе, как это делается, ничего вообще о процессе не знал. Потому я просто захотел рассказать людям, которые любят кино, но не представляют, как это делается, о некоторых киношных профессиях. Эти люди остаются за кадром и делают всю тяжелую работу. И вот обо всем этом я рассказывал. Мне кажется, что от этого кинематографическое чудо не исчезнет, а наоборот только усилится. ЖЖ ежедневно читают больше ста тысяч человек. Для них я и раскрывал некоторые кинематографические секреты.

 
- Потом на этом материале книгу сделаете?

 
- Для начала важно, чтобы кино получилось. Там посмотрим. А то кино не получилось... и кому нужна будет такая книга?

"Играем сегодня. Сегодня нам актёрам интересно. Особенно мне. Мне сегодня через некоторое время предстоит ударить человека по лицу. Точнее, не мне, а моему персонажу, и не человека, а другого персонажа. Но от этого волнения ничуть не меньше. Мне этого никогда не приходилось делать... Нет. Драться приходилось. Ударить я могу. Но на съемочной площадке, не по-настоящему… а так, чтоб выглядело по-настоящему… Такого я не делал. Очень боюсь ударить по-настоящему... (Из "живого журнала" Е. Гришковца).

 
- Город один из действующих лиц вашего фильма?

 
- Да. Именно Иркутск, как некое культурное пространство, здесь наиболее подходит. Потому что история, колторую мы рассказываем - не столичная, а провинциальная. И конечно, иркутский воздух создавал такую атмосферу.

 
- И ему (городу) это было приятно, как по-вашим ощущениям?

 
- Думаю, да. Просьбы, с которыми мы обращались в городскую администрацию, всегда выполнялись. Мы очень благодарны всем за содействие. В один из дней нам было необходимо, чтобы ранним утром был свет и работал фонтан. Пришел заспанный человек и включил нам свет. Пришел другой заспанный человек и включил фонтан. Я первый раз в жизни видел, как включают фонтан! Пришел человек, нажал кнопку и раз - фонтан...

 
- То есть можно и в провинции снимать кино?

 
- Да в Москве или в Питере ТАК было бы вообще невозможно! Там люди привыкли к тому, что снимается кино. А здесь это было большое событие. Потому все хотели помочь, повкуснее накормить. Нас нигде так вкусно не кормили. Киношная еда называется "кинокорм", его привозят в пластиковых таких контейнерах... А здесь - тарелочки, вилочки, даже ложечки десертные, все как положено. И все это атмосферу создавало. Или мы снимали на стройке возле нового моста - для нас даже остановили стройку: краны перестали работать. И тут в церкви зазвонил колокол. А нам нужна тишина - значит ждать. Но Юра позвонил куда-то с просьбой и раз - все затихло.

 
- И даже Байкальскую для вас на два дня перекрыли.

 
- Да, и там даже три машины столкнулись - все так хотели посмотреть, как снимают кино.

Сегодня мне было очень страшно! Я очень боюсь автомобилей, и я всегда перехожу улицу на зелёный свет или по зебре, предпочитаю подземные переходы. А сегодня…

Сегодня в Иркутске была перекрыта одна из главных артерий. Улица Байкальская была перекрыта нами. И хоть объявления об этом звучали по местному телевидению последние несколько дней, всё равно никто ничего не услышал и не принял к сведению. Несмотря на субботу, благодаря нам были серьёзные заторы и, конечно же, многие ругали некое начальство, из-за которого перекрыли город. Потому что в Иркутске редко перекрывают улицы из-за кино, так что проклятие неслись сегодня из стоящих автомобилей в адрес руководства. С другой стороны сами виноваты (улыбка). Я имею в виду руководителей (улыбка).

Сегодня мне пришлось пересекать улицу в потоке быстро двигающихся автомобилей. Три полосы!!! Это было очень страшно. Снимали с разных точек. То есть мне пришлось бегать среди автомобилей много раз. И то, что за рулем машин были подготовленные люди, меня это не очень успокаивало. (Из "живого журнала" Е. Гришковца).

 
- И не только посмотреть, но и поучаствовать. В кино попало много иркутян?

 
- Да, у нас было только четыре больших роли. А во всех остальных были заняты люди из Иркутска. Там очень много маленьких хорших  запоминающихся ролей, в которых были заняты люди совсем не киношные. Все они, в основном, приятели Юры. Многие из них уже участвовали в съемках нашего небольшого ролика "Настроение улучшилось".

 
- А съемки на Байкале?

 
- Там нам надо было "ловить" закатное солнце - закат на Байкале стремителен и прекрасен. А потом мы снимали ночами до рассвета. В Листвянке тоже была борьба за тишину. Только представьте себе: люди приехали отдохнуть, они хотят танцевать и веселиться, а тут мы со своим кино. И все-таки нам шли навстречу. Милиционеры нам очень помогали...

"
Вчера ночью снимали большую сцену на балконе. Погода была прекрасная и много людей приехало в Листвянку повеселиться и попеть песни, выпивая разнообразные напитки, способствующие песенному настроению. Всю ночь с нами дежурили милиционеры, которым была поставлена задача – «беречь тишину». Но также было жалко и людей, которые приехали отдохнуть и поймать одну из последних приятных летних ночей. Поэтому милиционеры действовали мягко. Они подъезжали или подходили к компаниям, у них с собой была рация, по которым мы им сообщали о том, что у нас начинается съёмка. И пока мы снимали, сотрудники милиции действовали как дирижёры. Сообщали, что на некоторое время песню нужно прекратить, а как только дубль был снят, режиссер Юра говорил в рацию: «У нас пауза, разрешите людям веселиться»... (Из "живого журнала" Е. Гришковца).
 
- Евгений, вопрос немножко про "другое кино". Скажите, насколько серьезно вы, со свойственной вам иронией, относитесь к тем проектам, в которых участвуете?

 
- К тв-проектам отношусь с самой большой иронией. Да их и не будет в ближайшее время. Что касается моей писательской деятельности или же моно-спектаклей, то здесь я могу иронизировать сколько угодно, потому что я один и во всех лицах. Что касается такой коллективной работы, то здесь я не решусь взять на себя смелость иронизировать. Все-таки это работа многих людей.

 
- Вы и писатель, и актер, и сценарист... А сами себя кем ощущаете в первую очередь?

 
- В случае с фильмом я был актер.

 
- А "по жизни"?

 
- Хорошее слово - "по жизни"... По жизни я нормальный человек. С отчетливым пониманием нормы. Для кого я друг - я хороший друг. Для кого коллега - хороший коллега. Для детей я неплохой отец. Ведь писатель и актер - это просто профессия. Но при этом неплохо еще быть просто нормальным человеком. Об этом и наш фильм.

"
Вообще, наш коллектив не укомплектован так, как обычно это бывает на съемках. Многие выполняют разные функции, обязанности нескольких людей. Но уверен, что на качестве фильма эта экономия на человеческих ресурсах не отразится. Или отразится в смысле его качества. Я на это очень надеюсь. Потому что люди очень хорошие. Для меня это не первая картина - для меня это уже восьмая съемочная площадка и съемочный коллектив. И это первое мое кино, где на съемочной площадке НИКТО И НИКОГДА НЕ МАТЕРИТСЯ!!! Ни разу за всё время на площадке не прозвучало ни одного слова мата. И проблем с алкоголем в нашем коллективе нет. Звучит невероятно и чудесно, но поверьте, просто поверьте. Такое бывает..." (Из "живого журнала" Е. Гришковца)  
Tags: Пахота
Subscribe

  • Случайно обнаруженное правило жизни

    Сегодня готовила материалы к своему курсу, который запущу в свет, в пир, в мир (и в красную армию) в начале декабря — даст бог только чтобы все…

  • Зерна №548 и №549

    Нужно жить, даже если это убивает. Шолом-Алейхем Нужно быть любопытным и хотеть все знать – других людей, искусство, книги. И не думать все…

  • Если забуду тебя, Иерусалим

    Вспомнила вдруг, как давным-давно, еще здесь в жж, мисс Гермиона, оказавшаяся моей однокурсницей Юлькой Язовской, написала чудесный текст. в котором…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments