Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Марсель Пруст

(... берешь книгу в руки, раскрываешь наугад и начинаешь бег по строчкам, иногда замедляя до торопливого шага и даже еще тише, спокойнее и размереннее, вплоть до полной остановки, а иногда и возвращения на несколько шагов назад или вообще к началу - фразы, страницы, листа, главы, части, всей книги. И тогда начинаешь чтение в нужном темпе, который уже успел определиться в тот короткий момент знакомства со случайной фразой на случайной странице, которая открылась потому что открылась именно там. А не в другом месте, не на другой странице - ибо тогда темп был бы совсем иной. Да и книга была бы уже иная. Ведь прочитанная дважды, трижды, сколько угодно раз одна и та же книга - это всегда другая книга. И пускай в ней все знакомо до самой незначительной запятой, и странствия сюжета внешне неизменны от страницы к странице, все равно: в одну книгу, как и в одну реку, дважды не входят.

“Сложность Булонского леса, придающую ему искусственность, делающую из него Сад в зоологическом или мифологическом смысле слова, я опять почувствовал в этом году, идя через него в Трианон, утром, в начале ноября, когда недоступная близость зрелища осени, так быстро кончающегося для тех, что сидят по домам, рождает такую тоску по сухим листьям, что люди буквально бредят ими и не могут уснуть.”

Бесконечное предложение с продолжением, в котором уместилось несколько самостоятельных фраз, но они не могут быть отдельны - тогда исчезнет магия текста, чье плавное течение мы уже уподобили реке. Значит в этой книге лучше не бежать и не идти, а плыть, перетекая из одного состояния в другое, минуя условности абзацев и тягучесть размышлений. Плыть, повинуясь воле строк, забывая, что все уже было, что строки и слова в них ты когда-то читал, потому что на самом деле эти строки и эти слова ты читаешь впервые, ведь в одну книгу, как и в одну реку...

“А когда теряешь веру, то, чтобы прикрыть наше бессилие придавать жизненность новым явлениям, на смену вере приходит и все сильней укореняется фетишистская привязанность к былому, которое некогда одухотворяла наша вера в него, - как будто это в былом, а не в нас самих, жило божественное начало и как будто причина нынешнего нашего неверия - причина случайная: смерть богов!”

И да здравствуют умершие боги, коль скоро здравствуют умершие короли, в честь которых слагают гимны и прочие повествования. А любое повествование - это всего лишь дань искусству и дар его. Такой бесконечный божественный дар, когда берешь книгу в руки, раскрываешь наугад и начинаешь читать.

(Приведенные цитаты из романа Марселя Пруста “По направлению к Свану”.)

Марсель Пруст родился 10 июля 1871 года
Tags: Нива
Subscribe

  • Инфантилы и гаджеты

    Ник Хорнби. "Мой мальчик". Когда тебя окружают одни мальчики, поневоле с пристрастием посмотришь на книгу с таким названием. Тем более,…

  • "Нива": год сделал круг!

    Вот, собственно, и все. Ровно год назад, 9 ноября 2010 г. я начала ежедневную публикацию «Нивы», которая, как известно из классики, волнуется – если…

  • Велимир Хлебников

    Виктор Владимирович Хлебников, он же Велимир, ведущий теоретик футуризма, родился 9 ноября 1885 года. Вот его слова: "... чары слова, даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments