Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

"Америка - это королевский стиль".

-... мы в зале "Миллениум" на Брайтон-Бич устроили открытие сезона с Гараняном - отметили так его юбилей. Выступал со своим американским биг-бендом Валерий Пономарев: у него афро-американцы играли "А нам все равно, а нам все равно,.." так, будто на этом фильме выросли! У публики просто снесло крышу от восторга!..
Борислав Струлев, который пару часов назад прилетел в Иркутск и уже отрепетировал с Иркутским симфоническим оркестром завтрашний концерт, легко согласился на интервью. Рассказал о своих проектах - об организации "Дней России в Нью-Йорке", о фестивале "Фазелис" в Турции, об элитных концертах из серии "Музыкальное собрание" и, конечно, о программах в эмигрантском "Миллениуме". Как у него на все хватает времени - представить трудно.
Борислав Струлев - виолончелист с мировым именем. С подачи Дениса Мацуева, который пригласил его поучаствовать в Музыкальном фестивле "Звезды на Байкале", Борислав стал частым гостем в Иркутске. И это просто беспрецедентный подарок для иркутян, когда один из лучших виолончелистов современности легко соглашается прилететь с другого конца земного шара, чтобы дать концерт в Иркутске. Что и случилось в нынешнем январе, когда Струлев прилетал для участия в праздновании юбилея главного дирижера Иркутской областной филармонии Олега Зверева.
О Бориславе Струлеве мы писали уже не раз. Но общения с этим поразительным человеком много не бывает, потому мы с удовольствием побеседовали с ним и в его нынешний приезд. Борислав рассказывал нам о своей жизни в Америке, где живет уже шестнадцатый год.
 - Как там с ностальгией?
- Какая ностальгия? 20 русских телеканалов.Я сюда прилетел - здесь нет боржоми, а там я пью боржоми каждый день. Кваса несколько сортов, еда - любая. Но к этому должен быть еще и культурный вариант. Поэтому мы работаем с "Миллениумом", поэтому организуем "Дни России в Нью-Йорке".
- Как вы вообще там оказались?
- Я уехал в Америку в 1993 году с мамой. По приглашению учиться. Так сложились звезды. Представьте себе: Москва, зима, гололед и две американки на концерте в филармонии. Они - любительницы классической музыки, они ходят на концерты и им есть с чем сравнить. Потому как только все закончилось, они пошли за сцену, нашли мою маму, разговорились - она говорила с ними по английски. И вот так наладила тонюсенькую ниточку контакта. Они предложили нам снять мое выступление на видео и отправить кассету в Америку. Мы сняли, им отдали. И на том успокоились - смешно на что-то надеяться. И вдруг через семь месяцев у меня дома - факс: "Приглашаем вас в Кеннеди-центр на сольный концерт, вместе с мамой..." Мне было 17 лет. Я приношу этот факс в школу, своему педагогу: что?! как?!.. А как раз в это же время было первое возвращение в страну Ростроповича, а он же как раз главный дирижер Кеннеди-центра... И вот мне звонят: завтра идем к Ростроповичу. Боже мой! К Росторповичу! Но он же - инопланетянин просто... Иду, меня всего трясет, трижды падал в обморок. Сплошной стресс на стрессе. То есть понятно, что все это приятно и легендарно, но мои пережевания были просто чудовищные...
Вот так все сложилось, после чего у меня был дебютный концерт. После которого меня познакомили с директором Нью-Йоркской консерватории. И она пригласила меня учиться. Переводчицей моей была девочка из моей же школы, и я ей говорю: "переведи, что спасибо, но мне не надо, ты же знаешь, как мы учимся, потому на гастроли приеду, а так нет". Она мне шепотом: "ты что? дурак? я не буду это переводить, тебе дают возможность бесплатно учиться!" А я: "да ты что, у меня концерты, мне скоро в Липецк ехать!!.." То есть у меня на тот момент все было расписано: "Новые имена", запись на телевидении, "музыкальное обозрение", Тихон Хренников... А тут - поезжай на край света, в общежитии живи. О чем вообще мы говорим?
А потом, через год в стране - все хуже и хуже. Стреляют, как жить непонятно... И моя мама собрала ноты, взяла мою бабочку и вот так, без всего, мы уехали в Америку.
- С чего для вас началась заокеанская жизнь?
- Мы получили свои 3 тысячи долларов на первое время. Я начал учить язык - это же был совершенно другой мир, все вокруг чужое. Потому первые полгода я к виолончели вообще не прикасался - очень сильный стресс. Было так: английский язык, спать, мама. Английский язык, спать, мама. По кругу. Но сразу скажу, что это совершенно нормально. Все через это проходят: знали на что шли. И потом Америка для этого и сделана: там обязательно что-то для себя найдешь. Это действительно страна равных возможностей.
- Она попадает вам в стиль, подходит вам для жизни?
- Очень. Только нужно не забывать быть осторожным. Потому что Америка расслабляет. Сначала ты напрягаешься: как выжить? А потом вдруг понимаешь, что выжить можно практически не имея денег. Можно жить на 5 долларов в день и прекрасно себя чувствовать. Ты можешь съесть котлету за 1.99, за 2.99, за 39.99 и, наконец, за 89.99. В России же подход совершенно иной: шаверма - 85 руб., по всей стране, и неважно - из кошки, из собаки, из говядины, но везде по одной цене. Вот скажите мне: почему в Москве чай стоит как бутылка шампанского?.. Дайте мне обычный чайничек черного чая за доллар. Почему в России я не могу выпить чаю за 30 рублей? В Нью-Йорке я пью чай за доллар. Нормальный чай... Поэтому в Америке выжить легче. Отсюда и появляется расслабленность, вольготность. Но если ты хочешь чего-то добиться - это не лучшее состояние. Ведь в Америке собирается все самое лучшее. Музыканты, дизайнеры, артисты - только высочайший уровень. Если ты что-то делаешь недостаточно хорошо, тебе просто нет смысла с этим ехать в Нью-Йорк. Зачем? Бессмысленно. Там королевский стиль. И это очень впечатляет. И мобилизует.
- В этом смысле вы себя ощущаете американским музыкантом?
- Вообще-то я сам себе дирижер. Воспитание, корни, опыт, то, что любил, и то, что буду любить, - все это со счетов не сбросишь. Опять же вот эта зависимость от репертуара: я люблю пострадать, такой романтический тип. А это, без сомнения, русское. В то же время Америка мне многое дала. Свободу. Взгляд на мир. Человеческие жизненные уроки - понятно, что их получаешь везде, где бы ни жил, но в Америке они особенно дороги. Там человек практически не имеет второго шанса. Там так нельзя: "Сань, ну прости, перебрал вчера, с кем не бывает, пойдем в баньке посидим, и все нормально..." Для Америки подобное просто невозможно.
- Как Америка переживает кризис?
- Я этим не занимаюсь, не мне и судить. Я занимаюсь виолончелью. И с этим у меня все в порядке. С виолончелью у меня кризиса нет.
Журнал "В хорошем вкусе", весна 2009 г.
 

Tags: Пахота
Subscribe

  • Звук света

    Памяти художника Александра Самарина (текст написан весной 2009 года по заказу галереи Палитра и лично Лины Ермонтович) Солнце, оно обычно -…

  • Выгрузка содержимого (в двух частях). Продолжение следует

    Так вот про чудеса и забавности. Для начала я хотела написать (а заодно, возможно, попросить у почтеннейшей публики возможного содействия - потому…

  • Как я снова немного побыла газетчиком

    ... и ведь целых три полосы мне отдали, и никто и слова не сказал: дескать, это непозволительно много, никто такое читать не станет, сократи до 5 тыс…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments