Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Ростовское лето. Часть 1. Широка страна моя...

 

Когда хочется рассказать так много, что не только глаза разбегаются, но и пальцы на клавиатуре никак не могут сосредоточиться, начать всегда безумно сложно. Поэтому выход один: начинать без всяких предисловий и по порядку...

Мы не были большими оригиналами, когда решили этим летом съездить отдохнуть. Летом обычно принято отдыхать - ничего нового. Опять же сладкое слово "отпуск" приятно будоражит воображение различными вариантами. И хотя в последнее время количество вариантов значительно увеличилось - еще лет 10-15 назад съездить отдохнуть за границу мог позволить себе далеко не каждый, - все они, как и раньше, завязаны на одном основном моменте. Финансовом. Тут все просто - чем больше народу из одной семьи едет отдыхать, тем поездка обойдется дороже. Просчитав таким образом варианты для нашей семьи, мы остановились на путешествии на море при помощи железной дороги.

Лейтмотив "должны же наши дети увидеть море!" дополнялся собственными желаниями проездом увидеться со старыми друзьями, которые живут от моря сравнительно недалеко - в городе Ростове-на-Дону. О чем мы им и сообщили, когда поздравляли с Новым 2007 годом: "Мы летом собираемся на Черное море, заедем по пути к вам, ждите!" На что друзья прямо по телефону состроили удивленные лица: "Да на кой оно вам сдалось это Черное море?! Шумно, тесно и дорого. Приезжайте лучше к нам напрямую. У нас тоже море - Азовское." И тогда мы подумали: а ведь и правда? Зачем нам в тесноту, шум и дороговизну толкаться, когда можно съэкономить целый день пути, да к тому же оказаться в приятной компании не проездом?

Вот так и было запланировано, а впоследствии и свершилось, наше восемнадцатидневное путешествие к берегам Азовского моря. Восемнадцать дней - это вместе с дорогой, которая съела львиную долю нашего отдыха, целых десять дней. Друзья, конечно, объявили нас сумасшедшими: "приехать из такой дали всего на неделю!" И даже показывали нас, как нечто уникальное, своим знакомым: "Смотрите, это люди из Сибири. Они ПЯТЬ дней ехали в ПЛАЦКАРТЕ, чтобы через неделю еще ПЯТЬ дней ехать обратно!" Но других вариантов у нас не было - ни по деньгам, ни по времени.

Поэтому, рассказывая о своем путешествии, никак нельзя оставить без внимания и сам путь.

Обойтись без пафоса в этом случае никак нельзя. Потому - внимание! - пафос.

Если вы хотите проверить на прочность свои нервы и нервы своих детей, садитесь летом в плацкартный вагон поезда, который идет в южном направлении. И шесть дней (именно столько находится в пути поезд "Иркутск - Адлер") испытания вам обеспечены.

Если вы желаете попасть из огня да в полымя в буквальном смысле, без всякой метафоричности, садитесь все в тот же поезд. Достаточно сказать, что когда мы ехали в нем же обратно, термометр, висящий внутри вагона, вплоть до Челябинска, показывал +36 градусов. И только потом, по мере приближения к родной Сибири, температура начала спадать.

Если вы уверены, что выдержите испытание запахом нескольких десятков (как бы это сказать потактичнее?) не слишком чистых тел, которые едут в одном с вами вагоне и неизбежно потеют при такой-то жаре... А есть еще начинающие уже на второй день подгнивать фрукты, которые непонятно зачем народ пытается хоть как-то привезти домой в виде гостинцев... Один ростовский молодой человек откомментировал этот пункт так: "Но ведь в поезде есть душ!" На что ему пришлось сказать: "Понимаете ли, Володя, те люди, которые едут в плацкарте, как правило не принимают в поезде душ. Нет, есть, конечно, те, кто специально с полотенцем ходят в штабной вагон. Но их настолько мало..."

Если вы готовы к тому, что запахи лапши "доширак" и пюре "роллтон", не лишат вас рассудка... Хотя желание есть оные продукты будет у вас отбито надолго. Если не навсегда.

Если вы осознаете, что ваши дети не смогут в течение всех шести дней с перерывом на ночной и послеобеденный сон читать книжку - в отличие от вас! - а значит их неизбежно придется развлекать чем-то еще, а например, карты вас просто раздражают...

Наконец, если вы не побоитесь, что вашими соседями сбоку, сверху и на прочих местах поблизости окажутся совсем не милые скромные интеллигенты, которые поддержат разговор только в том случае, если вы сами того захотите...

Короче, если вас все это не пугает и не напрягает, потому что вы в принципе готовы к подобным вариантам или просто оптимисты по жизни, тогда путешествие в летнюю жару в плацкарте на юг - ваш вариант. По-крайней мере, он стал нашим. И мы даже смогли получить от него несколько приятных бонусов, главный из которых, конечно, вся страна за окном. Неторопливая, огромная и раздольная страна, которой можно любоваться. Но и грустить от ее заброшенности и убогости, которая, кажется, прямо-таки сконцентрирована вдоль железной дороги - не меньше. Впрочем, грусть - совсем не плохое чувство. Тем более, когда полуразвалившиеся заброшенные дома просто тонут в сиренево-розовых зарослях иван-чая. И волей-неволей привычный журнализм, когда и не хочешь, а подмечаешь тоскливые детали разрухи и запустения, сменяется легкой восторженностью, при которой серость буден перестает затрагивать профессиональные струны души: смотрю в небо и вижу небо, смотрю в поле и вижу поле, смотрю на закат и вижу закат...

Хотя профессия время от времени напоминает о себе. Проезжаем сквозь Новосибирск - железная дорога проходит прямо по городу: в окно видны широченные проспекты и высоченные здания. По сравнению с Иркутском там все - в превосходной степени. Вот и название для автозаправочной станции соответствующее: "Надежда России". А еще Новосибирск - город безумных собачек. Кто проезжал эту станцию с двадцатиминутной стоянкой, тот уже понял о чем речь! Вокзальные коробейники какой уже год продают здесь игрушечных коричневых с зелеными светящимися глазами заводных монстров, довольно условно называемых "собачками". Года два назад мой отец привозил своему годовалому внуку такую "новосибирскую собачку" - Глеб ее боялся жутко! Зеленые глаза сверкают, пасть издает какой-то странный механически-тявкающий звук, ножки подергиваются, отчего собачка паралитически движется - и такое впечатление, что с желанием напасть. Ужас!.. Но девочкам старшего дошкольного возраста - безумно нравится. А таких девочек в нашем вагоне несколько. И теперь у каждой по собачке. И батарейки в них, как назло, не садятся! Нервно-паралитическое оружие просто.

Следующая за столицей Сибирского федерального округа станция - Барабинск. Городок, судя по всему, небольшой, но с хорошим чувством юмора: купили барабинских семечек. Из-за названия - "Дед Щелкун". Теперь знаем, как выглядит Щелкунчик в старости.

Подъезжаем к городу Орску. Утомившиеся от долгого путешествия мальчишки, начинают придумывать "историю" города, слегка переиначив название на Оркск. Это город, где живут орки, а также постоянно проводятся свадьбы - в оренбургских пуховых платках. Это Матвейка сказал, когда мы только подъезжали: "Там прямо на вокзале свадьба! Смотрите - все тетеньки в белом!"

Еще через несколько часов - Ершов. Город, откуда начал свой боевой путь Георгий Жуков (как написано на памятной доске). В Ершове торгуют мочалками. Судя по их обилию и разнообразию, именно Ершов - мочалочная столица России. Мочалки-собачки, рыбки, киски, медвежата, любая другая живность, во всех видах и позах. А еще там прямо на привокзальной площади есть "Автостоянка для инвалидов". Так и написано!

По гигантскому мосту, подъезжая к Саратову, переехали Волгу. Впечатляет, но исключительно своей шириной. Вода - мутная грязная взвесь, рядом с нашей сине-зеленой Ангарой и близко нет. Хотя народ по берегам активно купается.

Едем через всю огромную страну. Народ в вагоне постоянно меняется: кто-то уже приехал, на его место тут же подсаживается следующий. Только на четвертой полке в нашем "купе" за пять дней сменилось четыре попутчика. Вагон постоянно полон. И при этом у всех, практически сплотяком, поголовно (если можно так сказать) китайские пластмассовые тапочки. Разноцветные и разнофасонные, но - будто на одном рынке купленные. В каждом городе по всей России есть своя "шанхайка"!

Пока едешь через всю страну на поезде, очень сильно ощущение провинции. Бывает, такие дыры проезжаешь - диву даешься: как люди здесь(!) живут?! А ведь им обидно было бы слышать это мое "здесь". Ведь это их родина. Так же как и когда въезжаешь после долгого путешествия в нашу Восточную Сибирь - это уж я забегаю вперед, - едешь и уже душа радуется: домой, домой! И уже не обращаешь внимания на эту вопиющую просто нищету и какую-то беспризорность. И неровные лоскуты картофельных полей кажутся вполне веселенькими, а вовсе никакими не свидетельствами этой самой нищеты. Парадоксы сознания. Или просто - каждый кулик свое болото хвалит. Жалко только, что иногда буквально - болото.

... Ехать до нашей станции "Ростов-главный" осталось всего восемь часов. Все небо обложено тучами, пробрасывает дождь. Хорошо, не жарко. Только вот мы в большой надежде, что за восемь часов из этой "зоны дождя" мы уедем. И она нас не догонит. В Ростове и тем более на море нам дождь совсем ни к чему. Не за этим добром мы ехали в такую даль.

А кстати, в какую?

Надо будет посмотреть по карте, когда приедем.

Газета "Труд", осень 2007 г.

Tags: Пахота
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments