В старших классах средней школы литературу у нас преподавала директор - дама очень эффектная и современная. Не знаю насколько хорошо она знала свой предмет, но ее уроки всегда были интересными и в некотором смысле даже свободолюбивыми, без зашоренной косности "социалистического реализма". Особенно на фоне только что начавшейся перестройки.
И вот как-то раз она на целый месяц удалилась. Ее заменила другая учительница. На первом же уроке она объявила тему сочинения, которую нам предстояло написать дома - "Роман М. Горького "Мать" - колесико и винтик пролетарской революции".
Класс разразился хохотом - все подумали, что это удачная шутка. Но лицо новой литераторши оставалось каменным.
- Между прочим, это из Ленина, - пояснила нам она с брезгливым выражением лица, на котором мы должны были углядеть отражения собственной тупости.
Смех, конечно, стих. Тем более, что и дома нам уже было вообще не до юмористических излияний. Представьте себе только: написать сочинение на ТАКУЮ тему.
"Просто умереть - не встать!" - откомментировала в телефонном разговоре домашнее задание по лит-ре моя одноклассница.
Между прочим, именно это хотел сотворить над собой Алеша Пешков в возрасте девятнадцати годов. Осиротевший, неудачливый абитуриент Казанского университета, да еще и отвергнутый некой профурсеткой, не сумевшей разглядеть в нем будущего пролетарского писателя, который поселится подальше от революционных бурь на острове Капри - он хотел покончить жизнь самоубийством. История эта случилась в декабре 1887 года.
Если бы попытка удалась, то пролетарская революция лишилась бы не только винтиков, но и колесиков. И неизвестно куда бы она без этих колесиков заехала.