Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Души призывный звук...

... Я захожу в танцкласс. Здесь пока тихо. За окном - обычный серый день ранней весны, потому никак нельзя сказать, что через большие и даже какие-то просторные окна льется теплый солнечный свет. Ничего никуда не льется. Тем более, что большие зеркала «в пол» дают ощущение бесконечного пространства. А разве бесконечность может быть теплой...
Но вот появляется маленькая девочка. Она заглядывает в класс, исчезает и появляется снова, уже с подружкой. Девочки шушукаются, как и положено девочкам такого вида и статуса: они же не просто так, воспитанницы старшей группы детского сада, у одной из которых – «прямо вчера вечером выпал зуб, представляешь!.. я даже не плакала - подумаешь, зуб!».
И тут в зал вбегают - врываются, вкатываются, как сказать лучше? это похоже на рассыпавшийся горох: мгновенно, с шумом и брызгами, тут же разлетевшись по всему полу! Брызнули по всему классу, отразились во множестве зеркал -- маленькие девочки в черных купальниках и кремовых балетках. Класс ожил.
За окном по-прежнему обычный серый день только-только начинающейся весны. Но что-то изменилось. Что-то неуловимое, трудно-объяснимое вдруг перевело эту обычную городскую серость на совершенно иной уровень. Появились оттенки и полутона - так солнечные зайчики своей игрой света оживляют пространство. И эта игра света бесконечно множится в зеркалах.
Понятно, что это никакой физикой не объяснишь. Потому что здесь нет физики, а одна сплошная лирика. То самое Прекрасное, встреча с которым неизменно меняет твое восприятие мира окружающего, отчего ты и сам - меняешься.
Впрочем, этих малюсеньких пятилеток привели сюда в основном «для правильной осанки». И лишь единицы смогут когда-нибудь, спустя годы, пройдя тернистый путь суровой и даже беспощадной школы, до самых кончиков пальцев осознать всю силу, мощь и величие такого чуда, как Балет.
А пока...

При Иркутском музыкальном театре им. Н. Загурского вот уже более десяти лет существует балетная студия в которой занимается около сотни юных воспитанников от трех до шестнадцати лет. Традиционно начинающие балерины постигают основы искусства классического танца в самом театре. Но самым маленьким, тем, кто только готовится встать к станку (а это лишь в десять лет) места не находилось - все-таки Музыкальный театр живет большой кипучей жизнью, и приютить начинающих артистов не всегда возможно. Проблема решалась от случая к случаю: арендовали помещения, где только возможно. А о своем можно было только мечтать: чтобы все по-настоящему, как у взрослых - и большие зеркала, и станок, и настоящий балетный линолеум на полу... Но оказалось, что в Иркутске найти подходящее помещение очень непросто.
Все изменилось в декабре прошлого года, когда в центре города на улице Свердлова открылась балетная студия «Дивертисмент». Теперь маленькие начинающие балерины занимаются здесь. Такой подарок сделало общественное движение «Любимый край», которое возглавляет Елена Труфанова. По ее словам, если бы не помощь министерства имущественных отношений Иркутской области и лично министра Михаила Карасева, то вопрос так и оставался бы открытым: «Михаил Николаевич проявил личную заинтересованность в том, чтобы у балетной студии появилось такое замечательное помещение для занятий, за что мы ему очень благодарны».
В предоставленном здании провели большой капитальный ремонт, и теперь здесь все как положено: танцклассы со станками и зеркалами, уроки актерского мастерства и музыки, душевые, раздевалка, уютный зал ожидания для мам. Здесь все как положено, соблюден каждый штрих: профессиональные концертмейстеры, живой аккомпанемент фортепиано... Студия работает по программе хореографических училищ и подготовку старается дать соответствующую. Впрочем, здесь есть один нюанс, который и отличает студию от училища: здесь могут попробовать себя в балете все желающие. Разве что среди этих желающих, к сожалению, остро не хватает мальчиков. Отсюда - невозможность ставить парные номера, а значит, и репертуар разнообразить сложнее. Студия часто выезжает на международные конкурсы, выступает на сцене Иркутского музыкального театра и мужской состав ей просто нелобходим.
«Нам просто хотелось, чтобы дети развивались на классической музыке, в атмосфере эстетики, - говорит Елена Труфанова. - Ведь чувство прекрасного воспитывается в детстве и только на лучших образцах. Но говорить о Прекрасном среди обшарпанных стен и неухоженности -- не лучший способ научить».
Все правильно, ведь еще Антон Павлович говорил, о том, что «в человеке все должно быть прекрасно...» - и то, что его окружает в том числе.

Когда-нибудь балерин, которые сумеют пройти все ступени становления и постепенного превращения, будет окружать облако восторга и почитания. Ими будут восхищаться, их будут сопровождать аплодисменты и крики браво, цветы и поклонники - все это станет парадной стороной, за которой невозможно будет разглядеть суровую и строгую изнанку самодисциплины и труда. Без него ничего, никогда и ни при каких обстоятельствах не получится. В балете невозможно купить славу - ее можно только заслужить, тем самым тяжким постоянным трудом, к которому приучают с самого начала.
«Девочки. Работаем», - с этой фразы начинается занятие у маленьких тростиночек-пятилеток. С ними занимаются прима-балерина Иркутского Музыкального театра Мария Стрельченко и артистка балета Ксения Дейнеко.
Вчера Мария блистала в роли Кармен - страстной и горячей, когда - накал страстей, искры чувств и буря эмоций. Сегодня она - строгий педагог, бескомпромиссный и требовательный: «В балете не бывает «не могу». Должна! Иначе - это не балет».
Самое поразительное, как серьезно и внимательно слушают Марию маленькие ученицы. Далеко не все из них станут балеринами - в том числе и по физическим данным. В студию, в отличие от хореографического училища, берут всех желающих. И может, это не совсем правильно с точки зрения балета - ведь если у человека нет специфических физических данных, он никогда не сможет танцевать классику так, как она того требует и заслуживает. Но это бесконечно верно с точки зрения стремления к Прекрасному - стремиться и уметь его понимать на уровне души может каждый.
И не только может, но и должен – уверена Елена Труфанова. Именно поэтому прошлогодние гастроли детской балетной студии по северным территориям Иркутской области, которые прошли при поддержке движения «Любимый край», получили такой мощный положительный резонанс. Бодайбо, Мама, Киренск, Усть-Кут, Магистральный, Жигалово, Качуг смогли увидеть не просто выступление юных талантливых артисток. Они увидели балет - и это было то соприкосновение с Прекрасным, которое, бывает, меняет жизнь человека.
«Мы просто показали людям, что есть такое чудо - балет, - говорит директор студии Марина Демьяненко. - И это было важно не только северянам, но и самим девочкам: они видели, с каким восторгом смотрят на них зрители, и это лучше всяких слов показывало им, какую ответственность они несут. Ведь когда тебя принимают ТАК, ты просто не можешь сделать плохо. Ты просто обязан стараться и тянуться изо всех сил».

И они стараются и тянутся. Изо всех сил. Кого-то просто привела мама. Кто-то постоянно кружился на цыпочках перед зеркалом. Кто-то видит себя на сцене. Кто-то хочет стать такой же «как Мария Валерьевна». Пока они еще робко стоят на пороге, но балет - как все великое и настоящее, - уже есть в их жизни.
Пожалуй, это самое главное. Потому что «дивертисмент» - это танец, который исполняется после окончания основного действия в балете, с целью демонстрации виртуозной техники. Невозможно стать виртуозом за год или два, и одних природных данных недостаточно, но - было бы желание и возможность. А они у детей теперь, безусловно, есть.
... Занятие окончено. Всем - спасибо. Класс пустеет. Но в отражениях зеркал, кажется, постепенно тают движения и жесты, которые только что разучивали юные балерины. Это не физический обман. И не лирическая метафора.
Всего лишь и только – балет.


"В хорошем вкусе", май 2011
Tags: Пахота
Subscribe

  • (no subject)

    Столько всего случилось за последнее время. Но случилось и внутренне странное — жж вдруг перестал быть важным мне. если раньше я фиксировала сюда…

  • Дневник как дневник

    Итого: второй день живем в осени. Что имеем по факту того, что в календаре было помечено как лето? Лето нынче у персональной меня было всем летам…

  • Июльские тезисы

    Компостная яма/копилка им. С. О Хары 1. Самостоятельное построение морально-этической сетки в период детства/юношества — по принципу «я ее слепила…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments