Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Categories:

"Байкальская пресса 2011": минус один

 Причин, по которым я участвовала в нынешней "Байкальской прессе", две. Причин, по которым пишу сейчас этот текст, тоже две. И хотя я вовсе не должна объясняться - тем более в своем собственном журнале:), - подобные слова как раз и пишутся от желания объяснить.

Прежде всего, самой себе, конечно.

Опять же, придуманный некогда для данного журнала "Рабочий полночь" ведется ни шатко, ни валко, хотя задумывался именно вот для таких полуночных субботних размышлений на злобу дня. 

Дни были - злобы не было. Сейчас, справедливости ради, злобы тоже нет, но послевкусие осталось.

Никогда не любила и не понимала такой кодекс поведения: "Я вообще-то телевизор не смотрю, но..." или "Мне вообще-то все равно, но..." или "Это, конечно, не мое дело, но..." Короче, все эти осовремененные, с одной стороны, "Я Пастернака не читал, но скажу", с другой стороны - интеллигентское кокетство, когда моветон признаться, что телевизор, хоть изредка, все-таки смотришь.

Это я к тому, что тот, кто на самом деле не смотрит телевизор, заявлять об этом не станет, громогласно и обличающе.

Так вот про "Байкальскую прессу". Не могу сказать, что мне было не обидно проиграть и что я, конечно, ожидала, что никакой первой премии я не получу. С одной стороны, конечно, была готова, что не получу по двум причинам: во-первых, меня журналистские знакомые подняли на смех со словами "Ты на "Байкальской прессе" ничего не получишь", и во-вторых, потому что у меня такая карма - я на самом деле никогда с первого раза ничего не получаю. И все мои "профи", три "золотых запятых", победа в МТС (Молодость. Творчество. Современность. - кто не помнит) НИ РАЗУ не случились с первого раза. Всегда я сначала была второй или третьей, и только на следующий год первой. Ну, тогда участвовать во всех перечисленных конкурсах заставлял молодой азарт и главред, который несколько раз сам готовил и подавал за меня документы.

В общем, по этой причине я была готова, что ничего мне не светит в этом году. Но надежду-то, надежду-то со счетов не сбросишь?!

Короче говоря, я не верила журналистским доброжелателям (которые уже отзвонились мне со словами "А мы что тебе говорили?!") и тайком пыталась договориться с кармой, чтобы та сделала на сей раз исключение.

Слава мне была не нужна. Мне нужны были (ОООООЧЕНЬ) заявленные за победу 50 тысяч отечественных рублей.

Расставшись в феврале сего года с постоянной работой и перебиваясь случайными заработками, я случайно узнала, что в нынешнем году на "Байкальской прессе" за победу будут давать деньги, потому решение участвовать было принято мгновенно. Благо, что работы за отчетный период у меня были.

Как мне казалось самой, выбор публикаций был сделан грамотный: четыре портретных очерка и легкий отвлеченный стеб на заданную тему. Все это вполне ложилось в формат "Лучшего публициста". После чего я написала, как требовалось, заявку:

"В журналистике - с 1988 года, когда школьницей начала публиковаться в небольшой многотиражке "За эффективность снабжения" (редактор Нина Мелехова). После окончания университета тринадцать лет работала в газете "Труд" под началом Алексея Комарова. Затем еще четыре года трудилась на ниве иркутского "гламура" в глянцевом журнале "В хорошем вкусе" (редактор - Марина Станиславчик).

Летом 2009 года возглавила пресс-службу Общественной палаты Иркутской области. За год работы создала (совместно с программистом) сайт Общественной палаты; подготовила к печати два информационно-аналитических выпуска Вестника Общественной палаты; принимала активное участие в подготовке и проведении главного события 2010 года для третьего сектора Иркутской области - Байкальского гражданского форума.

С февраля 2011 года - журналист-фрилансер. Сотрудничаю с журналами "Иркутская губерния", "В хорошем вкусе", "Иркутские кулуары", с газетами "Иркутск", "Областная", "АиФ в Восточной Сибири", "Восточно-Сиюбирская правда". Делаю очерки на заказ. Третий год веду в Интернете "живой журнал".
В настоящее время также являюсь координатором Благотворительного фонда социально-образовательных инициатив "Байкальский свет" (обеспечиваю продвижение в СМИ главных проектов Фонда).

Автор книг: сборник прозы "Четыре радуги" (Иркутск, 2008 г. - 1-е издание; Иркутск, 2009 г. - 2-е издание); публицистический сборник "Игра в Ассоциацию" (Иркутск, 2009 г.); художественно-публицистическое издание "Стеклянные шахматы" (Иркутск, 2010 г.). Работаю над следующей книгой - продолжением "Стеклянных шахмат", которая будет называться "Сорок два" и выйдет в свет в начале следующего года.

На конкурс "Лучший журналист Иркутской области 2011 года" (номинация "Публицист года печатных СМИ") предоставляю следующие работы:
1. "В нем была жизнь..." Опубликован под псевдонимом "Надежда Куликова" в журнале "Иркутская губерния", №3 (май-июнь), 2010 г.
2. "Осенняя легкость бытия". Журнал "Дорогое удовольствие", №9 (сентябрь), 2010 г.
3. "Один день. Один год. Одна жизнь". Журнал "В хорошем вкусе", сентябрь-октябрь 2010 г.
4. "Про слова. И про людей тоже..." Журнал "Иркутские кулуары", №1 (январь), 2011 г.
5. "Уроки Ильи Джинчвелашвили". Газета "Восточно-Сибирская правда", №4, 18 января 2011 г.

Все работы представлены в подлиннике и в трех копиях.
Несколько слов напоследок.
Зачем мне участие в конкурсе? Хочу "тряхнуть стариной" перед тем, как красиво и бесповоротно "уйти в псевдоним", то есть оставить фамилию своему сыну, который все активнее наступает на мои журналистские пятки, публикуясь в местной прессе.
Боливар, не вывезет двоих. И в иркутской журналистике двоих Яровых многовато:)
Да и просто как-то так получилось, что в фестивале "Байкальская пресса" я до сих пор ни разу участия не принимала.
Одним словом, почему бы и нет?!"

По-моему, гениально:) То есть, когда четко знаешь цель (если победишь - дадут деньги), можно постараться представить себя в лучшем свете, что и попыталась сделать через серию прозрачных полунамеков - смотрите-ка на меня, ай какая я молодчинка. Понятно, конечно, что ни книги (которыми похвасталась), ни сын (которым похвасталась еще больше) никакого отношения к конкурсу не имеют. Но мне подумалось, что они имеют отношение к моему имиджу. А имидж был такой: можно быть неплохим журналистом и без привязки к конкретной редакции.

Фриланс рулит, одним словом.

Оказалось, вовсе даже не рулит. Ну, как говорится, да и ладно.

Расстроило же меня не то, что я проиграла, тем более, что я внутренне была готова к тому, что ничего мне на сей раз не посветит. Иногда, бывает, абсолютно уверенно себя ощущаешь и эти ощущения обязательно опрпавдываются. А тут такого ощущения все-таки не было. В конце концов, было бы излишне самодовольно считать себя супер-пупер журналистом вне конкуренции. Конечно, нет! И кстати, это "нет" было второй причиной после желания денег.

Мой "трудовой" редактор не даст соврать - я всегда демонстрировала пренебрежительное отношение журналистике, как профессии. Что не мешало мне ею заниматься. Вот такая простенькая логика двойных стандартов. Взяв у журналистики вынужденную паузу (работа в Общественной палате), я поняла, что не так уж она (журналистика) все-таки и никчемна, особенно по сравнению с. Но именно в Палате я впервые засомневалась в своей журналистской профпрегодности. Точнее сказать в профнепрегодности для НЫНЕШНЕЙ журналистики. Я объясню.

В Палате, занимаясь подготовкой протоколов и других чиновничьх документов, я очень быстро поняла, что мое умение писать интересно, никому не нужно. Писать интересно - это значит так, чтобы хотелось читать. Такова специфика протокольного слога - ничего иного не попишешь.

Тогда же я поймала себя на мысли, что и для современных газет не слишком нужна моя интонация, мое личное персональное умение писать именно ТАК, по-своему. Этот вывод напрашивался сам собой, когда главным требованием к тексту было то, что он должен делаться быстро. Сегодня событие - и в крайнем случае, завтра оно должно быть "отписано". Я считаю, что это нормально, что так и должно быть - оперативно, быстро, без опозданий, но сама так - не умею. Я не могу физически отписать сто строк с события в тот же день. Не потому, что я ленива или нерасторопна. Но это будут обычные, КАК У ВСЕХ, сто строк, основанные на полученном на мероприятии пресс-релизе. Так сейчас принято писать. Это не плохо и не хорошо, это просто реалия. От которой я безжалостно и безнадежно отстаю. Мне обязательно нужна пауза после события. Я иначе не умею. И что самое неприятное, не считаю необходимым этому учиться. Потому журналистский поезд прямо на глазах уезжает без меня. И вот от этого странного желания все-таки впрыгнуть в последний вагон, все-таки доказать (самой себе!), что есть еще порох в пороховницах, я и рискнула подать тексты на "Байкальскую прессу" - в данном случае, она просто подвернулась вовремя по руку (а еще и деньги!:))

Однако, я отвлеклась от собственного расстройства, которое парой абзацев выше уже анонсировала.
Больше прочего меня расстроила, конечно же, мелочь. Так обычно бывает, стойко переносишь любые удары судьбы, а потом тебя толкнули в трамвае - и сидишь рыдаешь от человеческого (вполне возможно - нечаянного) хамства.

Меня даже не было в списках приглашенных.

Смейтесь-смейтесь.

Конечно же, я знаю, что это ТАААААКАЯ ГЛУПОСТЬ!!!!! Даже несмотря на то, что - "значит, вы сами не подтвердили своего участия, потому что мы всем выслали пригласительные по электронной почте" (электронная почта - если на самом деле высылали, - сбоев не дает, а если дает - всегда есть телефон, по которому можно продублировать). Конечно, это глупость. И у меня нет претензий к организаторам - в конце концов, это могла быть обыкновенная техническая ошибка, просто случайность, опечатка (в общем смысле).

Но я знаю, что меня зацепило: я вдруг остро и как-то метафизически окончательно поняла, что я - чужая на этом празднике жизни.

Я думаю, что журналисты, ставшие лучшими, безусловно, достойны и хороши. По-крайней мере, Альтер сомнений во мне не вызывает. Про Старшинову, ставшую лучшим публицистом, ничего сказать не могу - не читала. (Ну так ведь и она меня, вероятно, не читала:)). Единственная фамилия, которая меня смущает в наградном списке, это Корк. Но это мои личные тараканы. Опять же все познается в сравнении. Можно ведь стать лучшим из худших. Да и, честно говоря, я им всем не судья. Потому что они олицетворяют современную журналистику, а я уже нет.

Это не пустые слова. У меня есть доказательство. В журнале "Иркутские кулуары" №2, 2011 г. было опубликовано интервью с организатором конкурса - Александром Гимельштейном. Александр Владимирович - человек известный и уважаемый, председатель союза журналистов, короче говоря, "мэтр". Так вот мэтр (он же главред старейшей иркутской газеты и организатор конкурса) в интервью "Иркутским кулуарам" сказал про систему оценки конкурсных работ дословно следующее:

- Так вот мы - если упрощать ситуацию - больше внимания уделяли тому, насколько важную тему поднял журналист, насколько глубоко ее копнул, раскрыл...
- А некое личное мастерство журналиста как текстовика, как некоего кудесника слова оставалось на втором плане?
- Пожалуй. Хотя в любом случае восприятие журналистского материала все равно возникает в совокупности. И раньше, оценивая тот или иной материал, члены жюри тоже имели в виду, скажем, слог, стилистику изложения. Но нынешняя оценка будет основываться все-таки на обновленных приоритетах...

Собственно, вот и все. Мой журналистский поезд в только что сказаном смысле ушел окончательно. Ибо в систему обновленных приоритетов мои тексты не укладываются. То есть мои очерки - не плохие, не слабые, но, например, по выбранной теме - не настолько современные и важные, чтобы претендовать на 50 тысяч. Тем более, что исполнение (КАК они написаны) здесь вторично.

Я отдаю себе отчет, что вот в этих словах проскальзывает обида: не я стала лучшей, меня такую ах-ах-ах всю из себя журналистку не оценили. Доказывать, что я не обижаюсь на не-победу - бессмысленно. Про единственный обидный штришок я уже сказала, и попыталась объяснить, почему он для меня обидный (самой себе объяснить, всегда важно прежде всего в самой себе разбираться!!). Но все-таки, по большому счету, я не обижена, а расстроена. Тем, что профессия, которой я отдала столько времени и сил, стала другой. И мне внутри нее места...

... нет? Ну не знаю! Мы сами себе определяем место, время и наше бытование внутри этих абстрактных категорий. Не поэтому ли я уже три года веду свой ЖЖ? Это моя личная журналистика, которую ежедневно согласно разделу "статистика", читают человек пятьдесят (плюс-минус, иногда сильно больше, в разы, плюс; но никогда сильно меньше минус:)) Это, конечно, не сравнишь с былыми "трудовскими" тридцатитысячными тиражами, ну так и что?

И потом вот еще какой момент. Тот самый, уже цитированный, журнал "Иркутские кулуары" поместил на четвертой обложке мою фотку в разделе "Наши авторы" с такой подписью: "Анастасия Яровая. Писательница". Ребята, конечно, постебались. Но вот сейчас, после моего триумфального провала (как участника конкурса, даже на фестиваль не пригласили:))))) не стоит ли мне подумать о том, что может, это не такой уж и стеб?

Точно ведь: все, что ни делается - к лучшему! Так и считала бы себя журналистом до сих пор, если бы не "Байкальская пресса":)

А так, чукча не читатель, чукча - писатель!
Subscribe

  • Зачем нужно искусство

    Вчера мне довелось побывать на "Дне Ч". Это такой праздник для любителей книг, который проводят в Иркутске книжный магазин Кукуля и Центр…

  • Скотопригоньевск форева

    Так совпало: мое спонтанное путешествие в Слюдянку с окончанием чтения Братьев Карамазовых. Занятный опыт: перечтение базовых столпов и основ…

  • Про любовь

    Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Сегодня к нам в редакцию поступил любопытный вопрос, требующий обстоятельного ответа… Или не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Зачем нужно искусство

    Вчера мне довелось побывать на "Дне Ч". Это такой праздник для любителей книг, который проводят в Иркутске книжный магазин Кукуля и Центр…

  • Скотопригоньевск форева

    Так совпало: мое спонтанное путешествие в Слюдянку с окончанием чтения Братьев Карамазовых. Занятный опыт: перечтение базовых столпов и основ…

  • Про любовь

    Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Сегодня к нам в редакцию поступил любопытный вопрос, требующий обстоятельного ответа… Или не…