Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Почему мужики пьют?

 (Иллюзии с вариациями)

Конечно же, правила стандартного тона предполагают, что начинать текст о причинах алкогольной зависимости следует с небезызвестного бернсовско-маршаковского эпиграфа "Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздник, встреча, проводы...". И вот так по ступенькам рифм постепенно спускаясь к итоговому констатирующему финалу - "... и просто пьянство без причин".

 

Правила хорошего тона, однако, предлагают это самое "без причин" называть "параличом воли", определяя алкоголизм как болезнь, пусть и социальную (точнее - асоциальную), но все же предполагающую гуманное отношение, примером которого являются известные по фильмам клише: "Здравствуйте. Я - Миша. И я - алкоголик". В этот момент принято аплодировать смелости, с которой человек гордо поставил себе диагноз. Это немного напоминает старый "Ералаш", в котором мальчик признался, что это он разбил лампу, и учительница стала его хвалить за смелость. А на завтра вошла в разгромленный класс, в котором двадцать пять малолетних обормотов радостно подтвердили, что это они сделали.

Сменим, впрочем, тон на тональность. Тем более, что как можно рассуждать о том, чего изнутри не знаешь, а принцип "журналист меняет профессию" в данном случае применять как-то уж совсем не с руки – тем более, что и не мужик вовсе. Отсюда получается, что способов ответить на вопрос о причинах всего два: поговорить с непосредственными участниками процесса и с теми, кто процесс пытается купировать, обращаясь как раз к вскрытию первоисточника. Тут уж все как положено: «Скальпель. Зажим. Тампон… Мы его потеряли…»

По версии алкоголиков лидирует причина "жизнь такая!" Это прямо-таки всем причинам причина, альфа и омега алкоголизма как явления, то самое первоначальное яйцо, из которого вылупляется зерно порока. Понятна вся корявость метафоры - "зерно вылупляется", - но алкоголизм в череде прочих пороков уже в своем звучании предполагает некий изъян: вроде и кругло (алко) и, в то же время, сплошной «изм» (с разнообразием «измов» у нас в стране исторически нет проблем). Отчего и получается корявость, прежде всего, психологическая, на генном уровне. Врожденная корявость, когда традиция превращается в ритуал. В том числе и жертвоприношения себя самого на алтарь «Жизнь такая!».

А тут самое время обратиться к психологам, которые в определениях и критериях более подкованы. Пусть переведут эту идиому на русский. Психологам ведь по долгу службы положено называть вещи своими именами, отделять те самые зерна от плевел и преподносить их пациенту на блюдечке с голубой каемочкой. Вот оно, зерно порока, полюбуйся, ужаснись и найди в себе силы придавить эту гниду ногтем. А уж после этого начнется у тебя новая жизнь под девизом "Больше - ни капли!"

Тут, впрочем, не все так просто. Если бы просто, то у нас и пьяниц бы не было. Понятно, что необходим не только акт доброй и сознательной СОБСТВЕННОЙ воли. Важно таки узреть ту первопричину, обозначив ее более конкретно нежели «жизнь такая».

- Как люди снимают внутреннее напряжение? – говорит психолог Людмила Свистунова , - Традиционно есть три способа: секс, наркотики и алкоголь. Но на секс нужны силы, отношение к наркотикам в обществе, к счастью, негативное. А алкоголь – это почти традиция. Потому для многих ответ получается очевидным: немного выпил – снял напряжение. Один раз снял, второй, третий…  Начинается выпивка от случая к случаю, для поднятия настроения. Или как еще говорят, "с устатку". Постепенно «время от времени» сменяется на «регулярно» и сопровождается внутренним рефреном "я свою норму знаю". В какой-то момент у человека возникает чувство вины, которое он будет компенсировать внешним агрессивным или претенциозным поведением. С понедельника он обещает самому себе взять себя в руки, потом с первого числа, потом сразу после того как... А дальше все катится по наклонной плоскости по нарастающей: провалы памяти, обиды, смутные страхи, расстройство мышления, моральная деградация, физическое истощение, «никто меня не понимает, а вот ты меня понимаешь?...» И так по кругу.

Подобный алкогольный алгоритм не имеет половых различий. И тем не менее, мужское пьянство отличается от женского. Второе традиционно выглядит более вопиющим, зато первое - более распространенным. Отчего и отношение в обществе к нему пренебрежительно-равнодушное. Тут, конечно, можно горько усмехнуться: а к чему у нас сейчас общество НЕ относится пренебрежительно-равнодушно?

Но не о том речь - о глобальном рассуждать, само собой, проще, потому что в итоге все сводится к патетике и гипотетике, к риторическим вопросам, которые ответов по умолчанию не требуют. Но наш изначальный вопрос "Почему мужики пьют?" вполне себе локальный и конкретный. На уровне все тех же мужиков.

«Опять нажрался, скотина!» - фраза произносится с разной степенью экспрессии, в диапазоне от ярости до безысходности.

«Не учи меня жить! Я сам знаю!» - ну конечно, ведь каждый сам кузнец своего счастья, а значит, и молотобоец своего несчастья. А когда так – не до размышлений: куй железо, пока горячо!

Есть отличный анекдот. Решили поставить эксперимент. В пустую комнату навалили коробок, под потолок подвесили банан и запустили в комнату обезьяну. Обезьяна быстренько составила коробки в пирамиду, вскарабкалась и достала банан. Потом в такую же комнату запустили мужика, предварительно заменив банан бутылкой водки. И мужик стал прыгать, пытаясь бутылку достать. Ему уже экспериментаторы, которым за человечество обидно, кричат: «Мужик! Думай! Думай головой!». На что мужик им отвечает: «Нечего думать – прыгать надо!»

Отсюда, как водится, вывод.

Вся-то и причина, на совершенно дилетантский непрофессиональный взгляд, в том, что мужики, которые пьют, не думают и причин не ищут, а прыгают в рюмку с головой, да там и тонут постепенно. Потому что не думать – проще. Потому что не быть ответственным – легче. Потому что жалеть себя – сладко. Потому что оправдывать себя наличием некой мега-причины, которая заставляет пить – удобно. Потому что нечего думать – прыгать надо.

Мы же все-таки не обезьяны какие-нибудь, чтобы мозгами-то шевелить!

"Иркутские кулуары", апрель 2011

 

Tags: Пахота
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments