Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Categories:

Продолжая про Достоевского

Сейчас слушаю Бесов. В отличие от Карамазовых, которых обновляла в памяти, Бесов до сей поры не читала. А потому - с полным правом: новый роман, с абсолютной интригой. Но Карамазовы не отпускают, недопередуманы пока, в процессе.
Невозможно, пожалуй, а что важнее - да и не стоит! - соотнести самого себя с неким единым персонажем. Ибо в каждом из нас, носителей загадочной русской души, намешано именно что каждой твари по паре.
Ключевые персонажи - все герои с макисмальной общностью черт. Базовые, типовые образцы. Герои же второстепенные, как и положено, введены в повествование, чтобы укрупнять и оттенять, чтобы привносить в базовое новые краски или оттенки.
Вот Коля Красоткин - добрые вообще-то и славный малый, к которому Достоевский глазами Алеши относится все же с симпатией. Но что же делает Коля?! Он, чтобы произвести впечатление и эффектный трюк с Жучкой, мучает тем самым Илюшу даже не осознавая КАК... Да, он потом со всей искренностью воскликнет: да если б я знал!!! Но толку-то в этих постфактум восклицаниях...
Вот штабс-капитан Снегирев. Ну да, он вроде как калька и отражение в другом слое общества с самого Федор Палыча (вообще все похожи на всех в этом романе поразительно, искать не переискать всех параллелей и сюжетных завитков с аллюзиями). И эта история с деньгами, которые ему ТАК нужны, но которые он взять не смеет... Но что толку после всего того, ведь Илюшечка-то все равно умирает...
Весь роман - про деньги, все беды и горе происходят от них, все самые главные душевные страдания запущены ими, как глобальным процессом. Все благородство разбивается об них, они рушат отношения человеческие...
Но не только деньги, конечно, главные триггеры. Они на внешнем фоне работают. Укрупняя и выпячивая даже главный вопрос о слезе ребенка. Ладно. Илюша - та самая, неудачная в целом, попытка искупления. Новый христос. Он за грехи всех в итоге и умер. На нем этот узел развязался. А неудачная, потому что все эти постфактум рассуждения о побеге Дмитрия в Америку; ракитинский крах на суде, когда он весь ах какой блестящий, сделавший мгновеную социальную карьеру на своем красноречии, вдруг попался на стыдной мелочи с 25 рублями: да я и хотел их отдать, да это и шутка была... - а что теперь мямлить-то на эту тему, что выкручиваться?; эта мещанская пошлость Грушеньки, которая вполне равнозначна высокомерной и высокоидейной пошлости Катерины Ивановны... - все эти штрихи к портретам лишь о том, что ВОТ ЗА ЭТО Илюша умер?!.. Вот ЗА ЭТО????
Все там игроки, все притворщики, все при этом стремятся быть искренними по мере сил. Даже вот Смердяков - в искренности своей ведь не вынес сделанного.
Братья Карамазовы - со всем многообразием образов, страстей и кипения внутри отдельных душ (в романе ведь даже Иркутск встречается, вот что поразительно!) - это описание души одного единственного человека. Кого?
Читателя.
(подумалось параллельно: вот мы писали в школе сочинения, пытались что-то там из себя вымучивать на оценку, чтоб закрыть требование учителя... и только сейчас, когда от тебя сто лет в обед никаких сочинений уже не требуется, сидишь и пишешь... хоть никто и не задавал.)
Tags: Смысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments