Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Зачем нужно искусство

Вчера мне довелось побывать на "Дне Ч". Это такой праздник для любителей книг, который проводят в Иркутске книжный магазин Кукуля и Центр немецкого языка, начиная с 2018 года. Мне хотелось принять участие в дискуссии "Можем ли мы без искусства?", да - увы, не удалось. В том смысле, что послушать спикеров я еще успела, а пробиться к микрофону, чтобы вставить свои пять копеек в околоискусствоведческий рассужданс, я не смогла.
Но этот "призрак коммунизма" таки бродит в моей голове, а потому надо его как-то выпустить - хотя бы в окрестности нашей "совсем Европы": пусть погуляет на воле, чего уж ему в тесноте моего мозга пыжиться:))
Ибо - разбередило. Не в том смысле, что "баба яга против", а в том, что, как положено, "должно сметь, свое суждение иметь". Собственно, возможно, к финалу дискуссии (которую мне пришлось покинуть спустя полтора часа) некий ответ-резюме в процессе обсуждения и был сформулирован, и как знать, может, ровно тот, что сформулировался и у меня. но так или иначе вопрос "а что же такое искусство" мне показался любопытным.
Уважаемые спикеры высказали ряд мнений, впрочем, не противоречащих друг другу. Среди прочего прозвучало, что исксство - это:
а) про удовольствие
б) про сопереживание
в) и хватит к нему относиться с придыханием и делать из него священную корову.
Оставляя за собой право никак не комментировать подобные точки зрения, свой импровизированный невысказанный спич на заявленную тему я бы начала с анекдота о том, как к раввину приходит мальчик и спрашивает: "Ребе, скажите: а в чем смысл жизни?" "Ой-вэй, отвечает ребе, неужели, мой дорогой друг, ты хочешь променять такой прекрасный вопрос на какой-то там ответ?"
Нет-нет, это не о том, что не стоит даже пытаться искать ответ на вопрос о сути искусства, о том, что именно оно значит (и как понятие, и как образ действия и степень взаимодействия) для современного человека в современном мире. Но в своем глубинном смысле - искусство именно священная корова и никогда не про удовольствие, потому что его главная задача: как раз помогать человеку ставить вопросы. Не давать ответы, не подсказывать решения. а именно формулировать вопросы - да, и о смысле жизни в том числе! Именно умения "остановиться, оглянуться" не хватает человеку в мире. Сегодня мы вынуждены жить крайне быстро. Так быстро, что продохнуть в этом ветре перемен не успеваем. не то что выдохнуть. Сегодня, когда во всех сферах жизни (ну или почти во всех), культивируется принцип и правило: остановился - значит уже сделал шаг назад (и к слову, это не сегодня придумано, это еще кэрролловская Алиса декларировала!), мы вынуждены жить быстро. И только искусство дает нам возможность замедлиться. Зачем? Да вот как раз затем, чтобы сформулировать для начала вопросы о самих себе. для начала: кто я? что я? зачем я?
Мы не успеваем в суете задавать себе самые важные вообще-то вопросы. А дальше происходит - что? Душа сохнет, скукоживается, как та самая шагреневая кожа.
А вот тут мы выходим на вторую спираль ответа на этот вопрос. Да ведь замедляться можно и так, как это делал паровозик из Ромашкова, не так ли? Созерцание природы, йоговские практики, сидение на берегу реки (в ожидании трупа врага). разве все это не прекрасные способы замедления? Еще какие прекрасные!! Но они-то как раз никких вопросов нам о нас самих формулировать не помогают. И тут-то мы и подходим к пункту б) внутри высказанного экспертами мнения. Искусство именно сопереживает нам (если мы захотим и сможем это обнаружить). Оно не говорит "делай как я". оно показывает: сто-двести-пятьсот лет назад человек думал о том же, о чем и ты. Кстати, а О ЧЕМ ТЫ ДУМАЕШЬ сейчас?
О том, как погасить кредит?
Что приготовить на ужин?
О том, что начальник мудак?
Или не начальник, а клиент все мозги тебе отымел по полной программе?
О ЧЕМ ты ДУМАЕШЬ?
Вообще, вполне максималистски, мне кажется. что только искусство (во всех своих проявлениях) и может сподвигнуть человека к тому, чтобы он смог начать задавать себе правильные вопросы. Или для начала - хоть какие-нибудь. Но все более и более совершенствуясь в их постановке.
Да, тут мы выходим на следующую этическую (да чего там, почти эсхатологическую!) проблему: многие знания умножают скорби. Но ведь именно поэтому искусство и есть - Священная корова. к которой только и можно относиться соответственно: да, не с деланным придыханием (тут соглашусь), но никогда не на равных. На равных как раз это к творчеству (о чем был второй вопрос). Но искусство - это всегда недосягаемо. Потому что количество тех самых вопросов - бесконечно, даже внутри одного человека, а что уж говорить о геометрической прогрессии человеческой популяции...
Мы - наблюдатели. И когда мы смотрим на картину, здание, наблюдаем за развитием действия в спектакле или кино, слушаем музыку, читаем поэму - мы смотрим в глубь своей души, в поисках правильных вопросов.
Что до ответов, то их, в принципе, может и не быть. Потому что жизнь, как таковая, это не стремление во что бы то ни стало получить ответ на вопрос о ее смысле, а процесс. И именно искусство хотя бы помогает этому процессу начаться.
Примерно так:))
Tags: Посевы, Смысли
Subscribe

  • (no subject)

    Столько всего случилось за последнее время. Но случилось и внутренне странное — жж вдруг перестал быть важным мне. если раньше я фиксировала сюда…

  • Дневник как дневник

    Итого: второй день живем в осени. Что имеем по факту того, что в календаре было помечено как лето? Лето нынче у персональной меня было всем летам…

  • Июльские тезисы

    Компостная яма/копилка им. С. О Хары 1. Самостоятельное построение морально-этической сетки в период детства/юношества — по принципу «я ее слепила…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments