Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Джармуш, Юппер, Тайная жизнь и Боже мой

Еще четыре фильма из каннской прошлогодней подборки
Джармуш (Мертвые не умирают) - прекрасное кино как кино. Фильм, требующий серьезного специфического бэкграунда в области современного (и не только, впрочем, современного) кино в жанровой палитре от масскульта до хоррора. Испытываешь прямо подлинное удовольствие, когда вдруг распознаешь реплику-пасхалку, отсылающую к известным кинам, снятым раньше. Поскольку бэкграунда в хорроре у меня почти никакого, я распознала совсем немного. Спойлерить и лишать удовольствия в собственных разгадках этого кроссворда не стану. Поклонникам Тильды Суинтон - и без бэкграунда смотреть обязательно.
Изабель Юппер сыграла главную роль в фильме Фрэнки. Пожалуй, вот ей надо было дать приз лучшей актрисе (впрочем, еще не все посмотрела). Она просто прекрасна да и все. И еще при всей тривиальности темы (актриса в возрасте умирает от неизлечимой болезни и собирает всех близких, чтобы попрощаться) фильм стоит посмотреть ради именно прекрасности. Таких красивых сцен, почти фотографических, выстроенных то ли по золотому сечению, то ли с учетом баланса цветовой палитры, то ли еще каких технических штучек - в итоге вышла какая-то невообразимая услада глаз моих. Это вот когда мы сидим в ресторанчике Печонка, что в мошаве Нес-арим и смотрим на иерусалимские холмы и на сам город вдалеке и плакать не хочется, а оно само - потому что после слез взгляд чище... Это вот такое очищение взгляда в фильме Фрэнки (режиссер Айра Сакс).
Тайную жизнь смотреть не хотела, зная по опсанию, о чем фильм. Но... Это кино про Франца Егерштеттера, одного из героев австрийского сопротивления. Фильм о том, как один человек отказался присягнуть Гитлеру и его казнили за подрыв обороноспособности страны. Как его жена, мать и дочери стали изгоями. И про веру тоже (в фильме этого нет, но я потом погуглила про него: в 2007 году папа римский причислил Егерштеттера к лику блаженных, это такой особый род святых, почитаемых католиками всего мира). нервы у меня слабые и так, в финале, конечно, обрыдалась. Очень сильная фраза звучит в финале, когда его измученная жена, уже даже вдова к тому моменту, говорит: когда-нибудь мы поймем, зачем все это было нужно.
... Черт побери. Оглядываясь назад, мы уже кое-что можем понять и оценить. Еще весной, я была уверена, что ладно, лето так и быть пересижу, а уж осенью-то полечу очищать взгляд видами на Иудейские предгорья. Сейчас я примерно так же думаю про февраль... Но уже с гораздо меньшей силой уверенности. На днях в переписке на мои очередные пережевывания пустого в порожнее Бина написала мне на сей счет - Радость моя, да ты в рост идёшь семимильно, последний абзац твой - это просто АБЗАЦ!
...Да. Самоирония - великий дар. И - либо есть, либо нет. Но иногда мне кажется, что этому можно научиться. И я тут же вспомнила, как мы шутили друг над другом с Ильей, когда занимались десять лет назад нашим бухгалтерским "бизнесом": я и сейчас не могу не вспомнить о том без улыбки. И оказывается. наш древний журнал https://moedelo-irkutsk.livejournal.com/ еще до сих пор болтается в сети... Про Илью я вспомнила, впрочем, не спонтанно. Просто именно вчера, когда я сидела в очередной предвечерней тоске, переваривая в голове киношную фразу КОГДА-НИБУДЬ МЫ ПОЙМЕМ, ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО БЫЛО НУЖНО, он прислал мне чудесную аудиозапись: он перевел для нашей Аптеки Макарова сказку Два камня на грузинский язык и сам свой перевод прочитал!! Это так прекрасно - музыка чужой речи - просто словами не передать!!! и вот еще одна дама из Осы мне сейчас делает перевод на бурятский, а другая дама обещала перевести на польский... И меня заливает благодарность к людям, что не оставляют меня, что зачем-то помогают мне, и пишут мне письма, и шлют фотографии прекрасные в подарок для моего очередного отчаянного баловства, и радуются моим цветам, и просто улыбаются мне... А я учусь улыбаться им в ответ.
Никто не совершенен. А я так уж и говорить не о чем.
... и в этом месте нашего марлезонского балета мы как раз должны бы подойти к фильму с глубокомысленным названием Боже мой! Но кроме названия, в этом месте ничего в этом фильме больше не пригодно для этого места. А самому ему явно не место в основной каннской программе. Впрочем... Мне ли судить. Обычное кино (а мне кажется, что на Каннском фестивале все ж таки дожны встречаться фильмы выше среднего). Леа Сейду играет очередную вполне себе стерву, и мне кажется, что или она сама, или режиссеры ее так эксплуатируют: нашли эту краску и заряжают ее во все пейнтбольные ружья, чтоб наповал, но одним цветом... Очень обаятельно выглядит главный герой (Рошди Зем), но какие-то они там все недораскрытые как личности, как герои именно этого фильма. Вот у Дарденнов (про которых выше писала) в Молодом Ахмеде - все раскрыты на пять (ну так потому Дарденны и получили приз за лучшую режессуру, а Арно Деплешен ничего не получил), хоть сам дарденновский фильм мне и не понравился. А тут герой такой приятный флегматик, но какой-то недожатый в режиссерском смысле.
Поскольку вчера у меня был день отдыха (в субботу закончила две не просто больших, а огромных работы, которые выпали, как обычно и случается, на одно время), я устроила вчера себе кино-вязальный детокс: под вязание пледа посмотрела целых три фильма. Вот как раз Тайную жизнь, Боже мой, а третий решила передохнуть (чтоб не передОхнуть) от нетленки и посмотреть что-нибудь из моих любимых режиссеров/актеров/актрис. Выбор пал на Ксавье Долана и тут как раз обнаружилось, что у него есть новое кино, которое пока прошло мимо меня - Смерть и жизнь Джона Ф Донована. И в нем еще играет целый прекрасный букет из Сьюзен Сарандон (о, сериал Вражда!!!!), Кэти Бейтс (о, Мизери!!!) и Натали Портман (такого, чтоб О пока сходу не могу назвать, но так-то она в целом славная). При всей избитости приема (журналистка берет интервью у молодого популярного писателя-актера и по ходу интервью меняет к нему свое отношение, а в процессе интервью и рассказывается история). Но сама история - все как я люблю: когда тонкая грань правды и киношности помогает показать человеческую трагедию. Трагедия по Долану всегда однотипна: все его фильмы - о признании/раскрытии/принятии собственной гомосексуальности, что не мешает ему делать по настоящему хорошее кино и нет этого ощущения, что он заездил тему (как с образом Леа Сейду, о чем выше). Но здесь - история показана так, что хочется прищелкнуть пальцами "вот это поворот!" И ни грана пошлости при всей якобы скользкости темы: основная сюжетная линия - переписка главного героя, популярного актера супергеройской серии и одиннадцатилетнего мальчика, его поклонника. Это очень доброе кино и с абсолютной надеждой, что все-таки все будет в конце концов хорошо (за что я и люблю Долана), даже несмотря на то, что все кончается смертью. В общем-то я уже писала как то, но можно и повторить: я уверена. что Долан - один из наших современных гениев. Я могу, конечно, ошибаться. Но мне кажется, что когда такие люди-антенны появляются и начинают улавливать и ретранслировать - это просто счастье для всех нас. Потому что мы если и чувствуем некие слабо-уловимые и трудно-распознаваемые сигналы разлитого в мире чувства Прекрасного, то передать их, рассказать их, выразить их у нас, простых смертных, либо получается через раз, либо криво-косо, а чаще всего так и вовсе не получается. В силу того, что на наших антеннах, улавливающих прекрасное, то ли белье какое лишнее сушится, то ли крепления разболтались - и приходится нам тут и там изолетной подматывать, то ли мы больше о дивидендах думаем, которые сможем получить от того, что это прекрасное уловим и миром с ним поделимся.
А с гениями все иначе: они ловят - потому что не могут не ловить. Это у них такая работа, такая задача и такое предназначение. И просто наше общее человеческое счастье, что такие люди время от времени встречаются среди нас. И для нас что-то делают.
На днях мы с одной знакомой примерно об этом говорили в адрес еще одного (тут уже по нашей с ней совместной версии) гения современности - поэта Екатерины Боярских.
Я не Нобелевский комитет, мне можно широким жестом раздавать такие звания (по моей собственной версии) и кто мне может запретить?:)) И я не раздаю их направо и налево (например, мой самый любимый, самый великий и лучший в моей табели о рангах режиссер - это Альмодовар, но он не гений, а Долан, суя по всему, да). И вот в современной поэзии на русском языке. Не так уж я хорошо знаю современную поэзию, но когда я читаю Боярских, в меня неизменно входит эта игла (ну ок, луч) ощущения прикосновения к гениальности. Не знаю, как сказать лучше и вернее. Сами посудите:

А далее мне снится новый сон: учёный открывает всезакон,
его глаза устали — и прозрели сложнейшую симметрию миров,
структуру бытия — его любовь, его канон и соло на свирели.
Как музыка, структура началась, на миллион сторон себя раскрыла,
и всё объяла, и прешла, смеясь, и этим смехом всё преобъяснила.
И воздух уподобился воде, такой гранёной, выпуклой вначале,
такой зелёной пламенной звезде,
и всё, что есть, и нет чего нигде, его глаза прозрели — и узнали.
— Теперь, когда мы видим, — говорит, — пока мы бредим — надо строить город.
Он жжёт меня как голод, он царит повсюду, как единый голос хора.
Труд отменив, конструкция сама себя возводит по модели чуда.
Эй, выходи, устрой свои дома! И город вышел сразу отовсюду.
Стремится в землю, из земли растёт, и по воде торопится и вьётся,
и огненные лестницы ведёт внутри всепонимающего солнца.
Колонны это или корабли, цветы ли, арки, белые гирлянды?
Преодолев сомнения земли, сквозь небо провели его гиганты.
На всякий миллион любых сторон подброшен, погружён и безоружен —
мы видим город-гору, город-сон, он будет вознесён и не разрушен.
Он всеоткрыт, и все в него придут.
Учёный говорил вот так, и тут
ответил друг безродный, беспородный, прикинувшийся внутренним жильцом,
безвидный, полустёртый, как набросок с ничем не примечательным лицом:
— Здесь негде жить, —
из утренних теней
он выделился в чёрный отголосок:
— Уродство станет явным. Светлый город отменит тьму, и нас отвергнет с ней.
Прозрачен умозрительный каркас, незрим его невиданный строитель.
Пусть этот город исправляет нас. Давай назначим каждую обитель
на сотни вёрст туда или сюда и памятником высшему закону, и вечным местом страшного суда.
Когда войдут виновные сюда,
их здесь осудит каждая колонна,
рождённая в блаженстве, без труда.
Я вижу горы сквозь твои заборы, пусть мы за них не выйдем никогда.
И город отвечает, не виня: «Вы вспышки разобщённого огня, что некрасив, но счастлив до предела.
И сквозь твои законы и суды я тоже вижу горы и сады и совершенство чёрного на белом».
Мы люди, а не судьи. Нет руки, которая карает. Языки
трепещущего пламени, как тени, качаются на чудных площадях,
потрескивают, машут, шелестят, восходят и нисходят по ступеням.
midori_ko


(ну и солянка сегодня получилась из всего на свете!! всем сестрам по серьгам просто. А ведь всего лишь хотела:
 - сначала написать текст про кино
 - потом отдельно про Илью
 - потом от-дель-но про Боярских
- и вообще ОТДЕЛЬНО написать текст про то, что надо делать то, что не можешь не делать и не ориентироваться при этом на публику (и на бублики тоже) - и это было бы такое мое продолжение виртуального разговора со старшим, с которым мы на днях перетирали за популярность, раскрученность и где так грань между...
а в итоге - просто навалила в одну кучу эту же кучу букв
надо уже "кончаю страшно перечесть", но вот еще напоследок
когда вдруг случается такое, что я перечитываю свой же пост - я ужасаюсь количеству опечаток/описок и просто общей безграмотности. И всякий раз даю себе слово: возьми прочитай сразу и тут же поправь!! но нет. дневник - он и есть дневник: выгрузила сюда хлам из головы и освободились в ней новенькие чистенькие полочки для свежих мыслей. Так что, дорогие Оля и Оля (только вас я и вижу как своих постоянных читателей:)), а также все те незнакомцы, кого я тоже время от времени вижу на странице статистики, а заодно и случайно сюда заглянувшие, не держите на меня филологическую фигу в кармане. этот потоП мыслей не от неуважения к читателю, а для расширенно-личного пользования: если в голове много хлама, она начинает плохо функционировать. а для выгрузки хлама как раз и есть дневник. потому я не оговорилась выше: это именно ПОСТ, а не ТЕКСТ.
и вот еще что. мне страшно приятно, что вы меня почему-то до сих пор читаете.
и вот теперь, потолковав об Ювенале, пишу наконец - VALE!
и амен, конечно, тоже:))
Tags: Кино, Колхоз, Поэзы, Списки: Канны, Чужое
Subscribe

  • Арие на радио

    Арие Бен-Цель, чью книгу «Рассказы для Ноя» мы сделали в прошлом году, рассказывает про книгу, про творчество и вообще говорит о жизни на…

  • На день рождения раз и раз в день смерти...

    ЖЖ бесстрастно напомнил, что вчера был др Коли Тарханова. Это с одной стороны вроде как хорошо — потому что память. А с другой — все равно зловеще.…

  • Три события за сегодня

    Объективно из всех трех именно за сегодня всего одно. Но второе на промежуточном этапе тоже сегодня завершено. А третье случилось на днях — просто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments