Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Categories:

Подсознание иконы

(Учебное задание в рамках осеннего творческого семинара Е. Макаровой)

Сегодня я получила ответ на одно свое письмо. Он начинался такими словами: «Монолог Молли Блум. Я не читала Улисса, не осилила бы, но монолог Молли Блум прочитала, с него началась мода на поток мысли в мировой литературе. Ничего не помню оттуда. Твое письмо как художественное произведение, выстроенный монолог. И меня тянет на такой же ответ. Что, впрочем, не отменяет честности…»
Дальше пошла, как положено, честность и в данном случае она не сильно относится к делу. Но первые же слова письма (монолог Молли Блум) меня привели в собачью выжидательную стойку, когда только кончик хвоста подрагивает мелко-мелко, выдавая сдерживаемое волнение огромной силы. Потому что – вот оно. ОНО, которое ни с чем не спутаешь – настоящее, то, ради чего, возможно, если не все, то многое, и затевалось.
В общем, все это стало для меня недвусмысленным указанием: перепиши свой текст о Подсознании иконы. Приведи в пример не просто моллиблумовский поток мыслей, который ты уже выплеснула на бумагу, но препарируй его с точки зрения того, КАК ты пришла к этим мыслям. С одной стороны, это лишит текст постмодернистского очарования, когда «что вижу, то пою». Но с другой – будет более соответствовать жанру научно-популярного исследования, где за научное сойдут как раз эти выкладки, а за популярное – примеры и приметы собственной жизни (а в данном случае – еще из собственной размышлительной жизни), что всегда любопытно не только досужему обывателю. Но вообще – всегда. Такова природа человека. И о природе я и попробую поразмышлять.
Да и буквальное, в конце-то концов!! Если первый текст назывался Одиссея иконы, то сейчас отсылка к джойсовскому Улиссу – более, чем красноречива!!

***
Сразу попробую обозначить круг тем и вопросов, которые увязываются в плотный подсознательный клубок мыслей, где будет много о себе, достаточно о времени и, вероятно, всплывут еще какие-нибудь моменты-обрывки размышлений. Которые я тоже пущу в дело.
Если конкретизировать, то получается примерно следующее:
 - почему, зачем и как я пришла на курс, и Лена отправила меня сразу на третий, хотя первые два я не проходила (но Лена, видимо, что-то знала: почему мне нужно именно про вещи, а не про мои любимые деревья)
 - почему люди в современном мире перестали общаться в еще недавно привычном формате, как сменились парадигмы общения, почему многие разучились с добром и поддержкой реагировать на чужие достижения. Почему мы сейчас сидим по своим норкам, стараясь не сильно высовываться (и сюда же вопрос про личные границы, про их переход, нарушение, про желание сохранить дистанцию – в общем, вот это «а на нейтральной полосе цветы необычайной красоты»)
 - как я осознала, что пришло время собирать камни и разбрасывать их же, подводить некие условные итоги, подчищать карму (и карманы – про которые сказано известное «я обиды рассовала по карманам»), и главное – почему это время пришло именно сейчас.
Это будет длинный разговор. Потому, как говорится, устраивайтесь поудобнее.
Например, я сейчас сижу в одной иркутской кофейне, которая пока еще не закрылась, пока еще можно посидеть здесь, выпить кофе и под ненавязчивый фоновый джаз открыть ноутбук и написать текст под названием Подсознание иконы. Причем тут икона? Терпение, немного терпения, и все откроется, свяжется в единую ткань повествования – через узелки, стежки, штопки и прочее лоскутноодеяльство.

***
Я давно уже не семинаристка, не курсистка, во мне отсутствует желание самовыражаться в компании, пусть и себе подобных. Я давно (со своих 36 лет, а сейчас мне 48) – волк-одиночка: ушла со всех официальных работ, перестала бояться того, что мы все умрем с голоду, если я не буду работать с официальной зарплатой и зарабатывать себе пенсию.
И скажу страшно непопулярное: я не люблю учиться чему-нибудь официально. Последний мой период ученичества пришелся на получение автомобильных прав, когда мне было 34, и с тех пор я сказала себе: постараюсь больше – никогда. Это не значит, впрочем, что я совсем не изучаю ничего нового. За эти годы я приобрела многие полезные и бесполезные опции: разобралась в особенностях ведения бухгалтерии для малых предприятий (всю свою бухгалтерию по ИП, все десять лет его существования я вела сама), освоила индизайн, который кормит меня, потому что я делаю книги – это то, чем я зарабатываю на жизнь. Научилась работать со старыми архивными документами и строить семейные генеалогии, даже если материалов совсем немного – потому что это главная тема книг, которые я делаю. Наконец, я нахожусь в постоянном процессе обучения переплетному искусству: сейчас осваиваю кожаные переплеты. Но во всем этом я – полный профан и самоучка: ютюб мне в помощь, равно как и конкретные вопросы конкретным специалистам. Когда я не понимала, как вклеивать форзац, чтобы книга хорошо раскрывалась, я просто пошла к одному переплетчику. Когда мне потребовалось понять, как обрабатывать край кожи, чтобы одеть в нее книжную обложку – я пошла к другому переплетчику (и он даже подарил мне для обработки кожи специальный уникальный самодельный станочек!!)
Но закончить какой-то курс… Или вот – пойти на семинар… увольте!
При этом мой любимый принцип по-английски звучит так: done is better than perfect (сделанное лучше идеального). Я не владею многими опциями того же индизайна и осваиваю их лишь по мере надобности. В основном же пользуясь минимальным набором горячих клавиш. Если можно сделать привычным способом – я сделаю привычным: главное, чтобы работало.
Старый мультик «лучше день потерять – потом за пять минут долететь» - это не про меня. Это не повод для гордости или раскаяния, это описание персональной особенности.

… в этом месте, как и во многих схожих случаях, мне, впрочем, всегда вспоминается старый анекдот про поход к психологу: «вы все еще мочитесь в постель? – да, но теперь я этим горжусь!»
Это вообще отличный анекдот из серии не таких уж анекдотов. И сделаем в этом месте небольшую зарубку-пометку. Или, говоря изящно, накинем на общем полотне вязания воздушную петлю, потому что отсюда начинается очередной узор…

Все это многословие к тому, чтобы показать, что решение принять участие в семинаре (да еще и в рисовательном!!) было более, чем странным. И прежде всего мне самой. Хотя на внешнем фоне все выглядело с долей очевидности: если не знаешь, что делать – делай хоть что-нибудь.
Есть, конечно, еще один способ: возьми паузу. Но в данном случае он не сильно годился, потому что на паузу нас поставили с весны. Не только меня, не просто мое ближайшее окружение. На паузу поставили весь мир.
В общем, надо было что-то делать. В значении – ХОТЬ что-то.
Так я оказалась на курсе Случайные неслучайные вещи. Так стала мять в руках глину и с удивлением держать в пальцах уголь. Так я почувствовала неожиданную приязнь по отношению к моим опусам (применимо ли к рисункам слово опусы?). Это было странно. С одной стороны, оно, конечно, доброе слово и кошке приятно. С другой, я прекрасно понимала, что этот курс – не про научиться рисовать, а про научиться замечать, а потому похвалы заслуживают любые потуги.
… И вот тут-то и случился прорыв в подсознание. Или падение в его омут. Или наоборот – воспарение.

***
Из внутреннего монолога:
«Ну давай, тварь дрожащая, право-то поимей.
Ну давай, тварь дражайшая, право слово, сотвори что-нибудь. Мир какой-нибудь. Посели в нем кого-нибудь. Пусть они делают чего-нибудь.
Возделают нивы, пашни, рощи голы, и чтоб от земли – туман и сырость.
И чтоб солнце всходило и нисходило. И чтоб следом потоки – восходящие и нисходящие. И чтоб если пасть ниц, то огого как распластаться, а если – вверх ввысь, то огого как расплескаться: синевой, синью.
Высь, синь, вынь, выпь, крик, вскрик, всхлип, влип
Ну и?
То-то же.
С Тотошкою вдвоем… идем за солнце следом. Хоть этот путь не ведом.
И даже не ведОм. Вопрос, впрочем, кем?
Кто ведет? Кого ведут? Зачем почему и прочий падежный ряд – как сумрак ненадежности. Безудержности и безодежности тоже.
Вот так пришли мы к наготе – разнообразные не те.
От наготы до правоты – вот так сбываются мечты.
Положи меня как печать на сердце свое…
Положи свою руку на грудь мне – и послушай сердце мое, и ощути ладонью печать как печаль: глухи удары, глубоки до бездонности.
Открылась бездна звезд. И числа, как положено, несть.
Начнем же сначала: аб ово. Снесла курочка яичко. Дед бил. А потом мышь все испортила… И что же – мир разбит. Все окружающие поставлены на паузу. Что и делать остается, кроме как поднимать очи долу, дабы воззреть лик.
Или хотя бы просто воззреть.
Обратить внимание.
Увидеть то, что мимо глаз всю дорогу попадало. И постараться сделать все это стильно. В значении – чтобы стиль как стилос стер ненужное серое мрачное из душ наших. На то он и стилос!
Накорми глаза свои красотой. Нету? А ты поищи. Выищи! Выцыгань ее, эту красоту, у мира. Для этого всего-то и требуется: обратить на него чуть более пристальное внимание. И заняться прикладной диагностикой…
К слову, у нас, у агностиков, своя собственная ди-агностика, которую лучше бы обозвать биагностика. Тут тебе приятная двойственность явно прослушивается: и папа был агностик, и мама была агностик, и курочка, и ряба, и мышка, что естественно.
Поэтому и иконы у нас соответствующие. И главная из них – конечно, икона стиля вне всякого сомнения! Того стиля, который вычищает из глаз уродливое, обращая самое странное – в прекрасное…»

***
… прервем, пожалуй, на этом сей постмодернистский монолог и вернемся к нашим… семинарам:)
Что пришло мне в голову, пока весь сентябрь и половину октября я честно пыталась выполнять рисовательно-лепительные задания? Мне пришло в голову неожиданное: снова начать собирать свою коллекцию. Много лет назад (ну не так и много – десять от силы) я начала собирать фотографии фактур, текстур, паттернов и прочих поверхностей и повторяющихся объектов. Потом коллекция моя канула в недрах почившего в бозе винчестера. Я повздыхала и – оставила надежду, как всяк сюда входящий.
И вот пришел год великого сидения.
Сидение сопровождалось сначала неверием, потом тоской, после ужасом, следом апатией и, наконец, смирением. Но – а жить-то когда?! Неужели надо сидеть и ждать? Выжидать. Когда наконец?! А если – никогда?!!
Так и вышло, что я стала искать прекрасное в том, что есть в шаговой доступности. У меня есть небольшой стандартный путь – примерно 15километровый круг, по которому я гуляю в разные стороны. В его ареале я и собираю свою возрожденную коллекцию. Любуюсь ею, разговариваю с нею и прошу у нее прекрасного своим глазам.
Остается добавить, что в целом тема подсознания раскрыта через пень-колоду, но для постмодернизма сойдет. И главное – картинок иллюстраций полно. Все они тут: https://www.instagram.com/nes.flyleaf/
Tags: Интернет, Посевы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments