Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Category:

Попросила у бога сумасшедшая Настя

Позавчера, решив прогнать подготовленную неделей ранее лекцию про окно, чтобы прикинуть хронометраж, я пришла в легкий неприятный ужас/разочарование. Все придуманное ранее, показалось мне не то, не так, не тем и вообще не. И я села писать новое. Примерно к обеду следующего дня я подобрала новые тексты, новые музыки, кино, впрочем, оставила из прошлой лекции, добавив, правда, еще парочку.
Все прошло в целом неплохо. Несмотря на то, что пару моментов я позабыла озвучить. Но значит, и не нужно было:)
Но вот сегодня я села отвечать на отзывы, заодно готовить материал, чтобы передать участникам и поняла, что вообще-то, если бы все прошло сегодня, то я бы, пожалуй, еще раз сместила акценты.
Если в самой первой лекции подход был буквальный: окна в литературе. Вот есть такое описание,  есть такое, один говорит так, а у другого метафорический смысл такой. То во вчерашней я сместила акцент на наше воприятие окна: вот мы подошли к окну, смотрим в него - и что? И зачем? И как?
Вторая часть лекции при таком подходе вылилась в размышления о трех (вообще-то четырех) типах окон: окно ответа, окно вопроса, окно итога и окно выхода. Выход я все же решила вывести за границы итога, сделать его как бы пост-итоговым размышлпением. Потому что выход, как и солнце, есть всегда.
В целом судя, по отзывам, народ принял вчерашний вечер хорошо. Но тому было несколько удачных стечений обстоятельств: вино (которое я попросила сделать дополнительным участником встречи:), романтичпеский дождь с грозой, которые пошли совершенно вовремя, как бы подтверждая мои слова. Ну и классика "оконного" жанра, да еще и представленная в таком великолепном разбросе жанров - Марина, Бродский, Би-2, Диана, Дога, Вероника, Левитанский... Все и всё, что я люблю, сложилось в удачный компот, да еще на фоне дождя... Мне оставалось только на кнопки нажимать.
Но вот сегодня, по хорошему, я поняла. что окно поставило и передо мной вопросы, над которыми можно было бы поразмышлять. И пожалуй, стоило бы акценты сильнее сместить в эту сторону.
Какие именно возникают вопросы и почему они возникают?
Какие ответы показывает нам окно? То, что мы хотим видеть или то, что готовы? (из серии, когда ученик будет готов, учитель появится)
Как не ошибиться в понимании подлинности итога (может, это не итог, а пауза)? С какими потерями/приобретениями мы выходим из любых итогов? И КАК совершить этот выход: ждать? не ждать? Где взять внутренние силы для осознания и поиска верного?
(Тут неплохо было бы привести в пример Синявского и Розанову, у которых была такая мысль для жизни: "хорошо, когда торопишься, немного замедлить шаг". И следом поразмышлять над известным коаном про посох ("если у тебя есть посох, я дам тебе посох; если у тебя нет посоха, я отберу у тебя посох"). И тут же вспомнить, что Оксана подарила мне в свое время именно посох, а я в ответ написала для нее текст, который стал песней, а песню узурпировали мои дети, посчитав ее моим обращением к ним - то есть любопытно проследить, как развивался этот сюжет... Можно изначально предполагать одно, и в процессе делания быть уверенным, что ты делаешь именно то, что делаешь, а по факту происходит нечто совсем иное. И именно это иное закрепляется в пространстве тем способом и так - и мы ничего уже не можем с этим поделать: событие само выбрало, чем ему стать и чем отныне быть...)
И вот так разматывается этот клубок мыслей на фоне околооконных размышлений...
С некоторых пор меня интересует молитва - не как словесный образ, а как способ разговаривать с пространством через действие. Вышло так, что я сама себя назначила "ответственной за слова" (в значении - дежурной, дневальной). Но быть ответственной за слова невозможно без принятия ответственности за них. А ответственность - это всегда готовность совершать определенные действия, которые являются равноправной частью в известной паре "словом и делом". Потому моя молитва должна являть собой действие (к такому выводу я пока пришла). А какое действие? Вероятно, в каждом случае - конкретное. Индивидуальное. Которое входит в сферу интимного к тому же.
И вот тут со мной случается тот самый замечательный когнитивный диссонанс:))
Когда наши молитвы слышат - нам отвечают. И если у нас хватает внимательности, наблюдательности и чуткости, мы мгновенно видим ответ. И поражаемся, конечно.
(Важный момент: это размышления за пределами религиозного сознания. Под словом молитва я подразумеваю не разговор с Богом, а скорее - разговор со Всевышним. Во всей великолепной многозначной разнице этих двух понятий).
Так вот: нужно ли, можно ли и насколько вообще стоит о таких чудесах рассказывать? Насколько это корректно по отношению вот к этим выстраиваемым аккуратно и осторожно взаимоотношениям - через слова, через действия, через событийный ряд. А ты тут такой со всей радостью хвастовства побежал кричать на всех углах, что с тобой такое чудо, что тебя услышали?! При том, что я люблю в самом деле кричать на всех углах о чудесах, которые со мной происходят.
Вот я хотела на днях рассказать про ангела. А после вчерашнего размышления у окна сижу и думаю: а насколько это можно делать? Ведь это был только мой ангел, только мне знак, ко мне обращенная ободряющая улыбка. Так и пусть она живет внутри и изнутри тебя и согревает.
Или все же?
Сегодня ночью мне пришло очередное письмо от Бины. У Бины на днях случился 86-й день рождения и я для нее сделала подарок: нарисовала на плоском байкальском камне бесконечную спираль, положила камень в карман и так с ним и хожу. Ношу Бину по старому скаутскому обычаю с собой в кармане. И это и есть моя молитва. А почему спираль? Не знаю. Мне почему-то подумлось так - и я сделала так.
А письмо было такое:
"...А спираль такая - очень моё! И что замечательно интересно: СОХРАНИЛАСЬ живая (ну, не совсем, а точно как я) первая моя и главная киевская подруга, у которой СОХРАНИЛИСЬ наши с ней именинные и новогодние поздравления... с 1946 (!) года, а в них часто - любимая тема: вьющаяся по всему и через всё, переходящая со странички на страницу подобная спираль, рисованная, вырезная, стихотворная etc. Интересно тебе - почему? А наша невероятно чудесная историчка Татьяна Яковлевна Хандрос, с неизменной указкой, вросшей в протез, заменивший некогда снайперскую руку, внедряла с пятого класса и внедрила в нас вИдение исторического процесса, развивающегося по спирали и центробежно наращивающего витки, как годичные кольца в деревьях..."

Можно было о том рассказать? Или рассказав, я разрушила старательно выстраиваемую тонкость баланса? Вот над чем меня заставило думать мое персональное окно.
Но.
Что толку сомневаться - вот я взяла и рассказала сейчас про это чудо. Про то, что в нем все настолько гармонично и прекрасно именно для меня: включая символ дерева, которое вообще один из краеугольных камней моей жизни... Про то, что таким сквозь-расстоянным, сверх-временным событием, каменно-спиральная молитва случилась. Может, и зря рассказала - потому что про такое в самом деле не стоит говорить вслух.
А может, и не зря.
Может, кто-то увидит в такой истории свой собственный знак и он будет не лишним именно ему именно сейчас.
Сегодня утром продолжая вчерашние оконные штудии и мысленно продолжая беседу, я полезла в интернет найти песню Елены Фроловой на стихи Марии Маховой, помня, что первая строчка там такая: "до последнего мига я у бога просила". Не мудрствуя лукаво, я именно так и ввела в поисковик - и услужливый гугл именно мне именно нынешним утром в первой же ссылке выдал это:
https://www.youtube.com/watch?v=zo6SelvOpGQ
Вот послушайте! Ну все верно: я экзальтированная тетка, в белом пальто (хочу быть хорошей и чистенькой, да - а кто не хочет?), я в самом деле много говорю, а делаю меньше возможного. Но черт побери! Черт побери!!.... (это такой эмоциональный всплеск, который заменяет интеллигентную формулу "у меня нет слов":))
Я с благодарностью смотрю на мир - и будь, что будет.
И - амен.
Кстати. При чем тут окно - в истории со спиралью на камне? Мне именно этот камень на днях кинули в руки из открытого окна.
Tags: Колхоз, Курсовод, Молитвы, Посевы, Шарманка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments