Nastya Yarovaya (nastya_yarovaya) wrote,
Nastya Yarovaya
nastya_yarovaya

Categories:

Без пяти пятьдесят

Когда десять лет назад Диана придумала и открыла в Иркутске галерею и мы беседовали с ней по этому поводу, а заодно про бизнес, «о времени и о себе» (собеседником Диана всегда была отменным), она рассказала свою любимую притчу. Историю, по которой она сверяет собственные внутренние часы.
Шел старик по берегу моря. Только что закончился шторм, и вся линия прибоя была усыпана морскими звездами, которых выбросило на берег. Тут же по берегу бегал мальчик, он поднимал звезды и швырял их обратно в море. «Зачем ты это делаешь? – спросил старик. – Их же много, всех не спасешь!» «А не всех спасаю, - ответил мальчик. – Я спасаю каждую…»
На сей раз мы встретились по очередному поводу, который сама Диана Салацкая определила, как без пяти пятьдесят. А пока еще без пяти – вполне можно с удовольствием поговорить, вспомнить, подвести некоторые итоги, построить новые планы, да мало ли чего можно успеть за эти пять минут.

- Коль скоро вы не боитесь своего возраста…
 - Вообще не боюсь.
 - …позволю себе задать стандартный вопрос: сколько лет Диане Салацкой по внутренним ощущениям?
 - Когда-то давным-давно мне делали подробный гороскоп, составляли натальную карту. И по этим данным получилось, что, когда я родилась, мой ментальный возраст был 25 лет. Так или иначе, но в самом деле: в школе я всегда чувствовала себя гораздо старше сверстников… Не могу сказать, что я сейчас чувствую себя на двадцать пять… Все же я уже постарше. Но не на пятьдесят точно. Хотя… Что это вообще? О чем? Как должен чувствовать себя человек в пятьдесят?..
 - Как? Полжизни за плечами?
 - Я для себя решила так. Вот сейчас мне исполнится 50, а дальше начнется обратный отсчет. То есть следующий год будет не 51, а 49 и так далее. И там уже сколько Всевышний отпустит… А он в любой момент может сказать «стоп». Что гадать… Может, я доживу до «года» и начну очередной обратный отсчет. Посмотрим.
 - А как бы вы свое столетие отметили?
 - Однозначно в семье, среди близких людей и где-то в очень красивом экзотическом месте. Все остальное - несущественные детали.
 - Экзотическое место это, например…?
 - Мачу Пикчу. Впрочем, Мачу Пикчу состоится, скорее всего, в следующем году. Не будем ждать столетия, заявка уже подана.

***
Если Салацкая не будет придумывать себе чего-нибудь невозможное, это будет не Салацкая. Сама она считает, что это в ней гороскопно-тельцовое, когда чем сложнее препятствие, тем быстрее она его преодолеет. Близкие люди знают ее сибирский характер, который вместе с хорошо развитой интуицией дает результаты, видные всем, и многим приносящие пользу.
А придумывать она умеет. Три года Диана моталась по зонам и тюрьмам с проектом «Наедине с искусством»: рассказывала заключенным о живописи и графике, знакомила с творчеством современных художников, вела самую настоящую просветительскую подвижническую работу. На этот проект галерея ДИАС получила сначала губернаторский грант, потом президентский, ГУФСИН постоянно «на проводе»: Диана Анатольевна, когда вы к нам снова, люди ждут…
 - Я устала. Взяла небольшую паузу на год, надо выдохнуть. Невозможно тянуть все разом. Последние пять лет мы активно занимаемся пленэрной деятельностью. Например, в 2019-м у нас пройдет восемь пленэров в разных городах и странах плюс наши родные Ольхон и Аршан.
 - Ого! Это получается почти раз в месяц. Не тяжело?
 - Тяжело. И ответственно. Но я себя приучила к мысли, что это почти отпуск. Ну и что, что у тебя за спиной 10-15 человек…
 - … для которых вы, как вожатая в пионерлагере?
- Скорее, как мама. Конечно, все художники - взрослые люди, но я как-то иначе не могу: мне нужно лично контролировать процесс. Когда я только начала проводить пленэры, я думала: нужно просто людям предоставить комфортные условия и этого достаточно. Но постепенно я все стала делать по-своему, как чувствовала внутри себя, и качество работы возросло. Сегодня художники записываются за год, чтобы попасть на наш пленэр. И географию мы постоянно расширяем: нас все время зовут к себе – приезжайте! Вот Черногория, например, куда мы улетаем на днях, так спонтанно появилась. Человек просто меня нашел и предложил: жду вас, приезжайте в мае. И мы едем.
 - Вот так запросто?
 - Да. Когда дают – надо брать. Мы в прошлом году в Марокко так съездили, приняли участие в международном фестивале – нас три государственных телеканала встречали, принимали так, что только красных дорожек не постелили! Все условия для работы, а сколько впечатлений!!
 - И все же, чтобы такая поездка получилась, надо приложить усилия…
 - Конечно. К поездке в Чечню, например, мы готовились два года. Хотим мы того или нет, но к сожалению, политика присутствует во всех сферах нашей жизни. И прежде чем поехать в Чечню и взять на себя ответственность привезти туда людей (а в пленэре участвовали пятнадцать художников из девяти российских городов), я изучала ситуацию. В итоге поездка состоялась на все сто процентов. Это прекраснейшая, красивейшая земля. Наши художники написали там более 200 работ, 23 из них я купила, потому что не смогла с ними расстаться. Мы провели там мастер-классы в школе, встречались с самыми разными людьми, нас так тепло принимали и ждут еще. А все потому, что искусство объединяет людей. Мы – не политики, мы – простые люди, которые любят творчество и стремятся к диалогу. Где бы мы ни были, куда бы ни приезжали, мы везде – послы мира. Искусство должно быть вне политики.

Диана знает, о чем говорит. Потому что это та самая народная дипломатия в действии, которая наводит мосты дружбы, пользуясь старым испытанным правилом, выведенным еще Сент-Экзюпери: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь.
Интуиции, чутья, умения прислушиваться к себе и миру Салацкой не занимать. Именно поэтому у нее все задуманное получалось и получается: будь то организация мебельного бизнеса или художественной выставки, проведение международного пленэра или мастер-класса для школьников.
При этом мечтать она не умеет. Только планировать. Ставить цели и их добиваться.
- Мне кажется человека, который живет в России и занимается бизнесом, сложно назвать мечтателем. Потому что у нас достаточно жесткая жизнь, и мы от многого зависим. Я очень прагматичный человек, хотя многие вещи делаю по наитию. Я хороший организатор, но ужасный финансист. У меня никогда сальдо с бульдо не сойдется: деньги считать я совершенно не умею, для этого мне Богом дан муж, у меня есть бухгалтер. А вот придумать идею, а потом организовать ее воплощение – это мое.
 - Многое у вас получилось? Похвастайтесь (сегодня можно)!
 - Те выставки, которые я сегодня привожу в Иркутск – это просто вау! Авторы – живые классики. Кто-то это понимает, кто-то нет, но то, что их может увидеть Иркутск – я прямо люблю себя за это. Как тут не вспомнить отличные выставки, что мы подарили городу: Миша Ленн (США), Арон Зинштейн (Санкт-Петербург), Владимир Дайбов (Курск), Андрей Машанов (Омск), Валерий Лукка (Санкт-Петербург)… Совсем скоро мы привезем очередную потрясающую выставку – представим иркутянам работы Зураба Церетели…
Диана называет имена, которые сегодня составляют корпус лучшего современного искусств и не только российского. И это очень показательно, потому что помогает понять, как «устроена» Диана Салацкая – человек амбициозный и увлеченный своим делом, настоящая бизнес-вумен с высоким уровнем социальной ответственности. Она – популяризатор и просветитель, который не просто умеет держать руку на пульсе, но никогда не упустит верный шанс. И даже более того – сама его сгенерирует при необходимости.
 - Диана, вы мудрый человек или опытный?
 - Скажу так: я трезво себя оцениваю, но и ценю. Если говорить о мудрости, то скорее нет. Есть еще много того, что надо принять, осознать… Пока не могу себя считать мудрой. Опытной… В чем-то – да. На мою долю выпадали разные испытания, и умения их переживать это и есть опыт. Так мы пережили внезапную смерть мамы, так боролись за жизнь младшего сына… Все это прибавляет, конечно, седин, но вместе с ними и опыта.
 - Вы не чувствуете в себе потребности «перейти на тренерскую работу»? Все же вы многого достигли…
 - Я не ощущаю себя ни тренером, ни коучем, а только человеком, реально осознающим свои возможности с учетом понимания ситуации. И человеком, который позволяет себе делать то, что может позволить себе человек в моем положении. Я никогда никому ничего не доказывала, только самой себе. Потому что, чем сложнее ситуация, тем она мне интереснее. Плюс какие-то вещи я стала глубже и реальнее осознавать. В том смысле, что приходит понимание: то, что я сейчас делаю – это может быть последний раз.
 - Последний шанс?
 - Нет, именно раз. Смогу ли я, например, когда-нибудь поехать в Арктику? Не уверена. Но с другой стороны, а она мне нужна?..  Давным-давно я для себя определила: мне нужно услышать соловья, увидеть китов, а вот третье… я забыла.
 - Потому что соловей и кит уже сбылись?
 - Как раз нет! И кит, и соловей у меня еще впереди. Третье я, если не вспомню, так новое придумаю. Надеюсь, время еще есть. Ведь мне пока без пяти пятьдесят.
 - А давайте сейчас придумаем.
 - На самом деле, это может быть, что угодно. Я, например, до сих пор мечтаю когда-нибудь уехать в Африку и поработать там волонтером в зоопарке или природном национальном парке. Зачем? Потому что это здорово. И потому что животные - это наше все.
 - То есть морских звезд вы по-прежнему спасаете?
 - А куда деваться?
… Мы сидим в галерее, которую она создала из  одной чистой любви к искусству, которая началась метафорические сто лет назад, когда в Венеции она купила свою первую картинку у уличного художника – из серии «по пятнадцать копеек за пучок». Но что-то зацепило ее, остановило и, как оказалось предопределило. Она прислушалась к себе – и теперь Иркутск имеет у себя не просто художественную галерею, но основу для создания музея современного искусства, который Диана «придумала» уже давно, а теперь целенаправленно над этим работает.
Ей досталось в жизни много непростого. И то, что могло другого человека сломать, она сумела обратить в опыт, веря, что судьба не зла к ней. Она всегда умела находить знаки во всем. И когда, спустя месяц после скоропостижной смерти мамы Светланы Васильевны, ей по какому-то делу позвонила руководитель иркутского отделения Детского фонда Светлана Васильевна Кулинич, она не просто зацепилась за это совпадение имени. Она снова поверила в себя. В то, что должна жить и помогать тем, кто в ее помощи нуждается. Помогать тем самым звездам, выброшенным на берег. И звездам, которые без ее помощи могут и не пробиться (Диана Салацкая и Роберт Кшиштофорски – постоянные участники благотворительных аукционов «Нота ДО», средства от которых идут на поддержку юных талантов). Можно, конечно, сказать казенным языком про социальную ответственность бизнеса. Но история Дианы Салацкой – не про это.
Это история человека, который имеет хороший вкус к жизни. Умеет жить в мире и согласии с самой собой. И позволяет себе жить так, как сама хочет.
 - Понимаешь, к зеркалу претензии есть, а к остальному – нет. Разве что пальцы у меня толстые. Ну я сама так считаю… Меня обсмеяли, правда, знакомые художники. Обещали даже портрет написать «Салацкая с толстыми пальцами».
 - Что у вас, кстати, за кольцо?
 - О, это я очень люблю! Ручная работа, Ольга Трофимчук делает из Екатеринбурга. Это колечко подарил мне младший сын, потому оно мне со всех сторон дорого. Правда же, красивое? Хотя это обычное стекло. Надо будет Ольгу в Иркутск привезти.

Журнал "В хорошем вкусе", лето 2019
Tags: Пахота
Subscribe

  • (no subject)

    Столько всего случилось за последнее время. Но случилось и внутренне странное — жж вдруг перестал быть важным мне. если раньше я фиксировала сюда…

  • Дневник как дневник

    Итого: второй день живем в осени. Что имеем по факту того, что в календаре было помечено как лето? Лето нынче у персональной меня было всем летам…

  • Июльские тезисы

    Компостная яма/копилка им. С. О Хары 1. Самостоятельное построение морально-этической сетки в период детства/юношества — по принципу «я ее слепила…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments